Контрольно-счетная палата Ростовской области представила свой опыт по выявлению резервов бюджетов субъектов Российской Федерации на семинаре-совещании в г. Санкт-Петербурге
13.09.2016

«Внешний финансовый контроль и резервы бюджетов субъектов Российской Федерации в современных экономических условиях» – этой теме было посвящено заседание семинара-совещания, организованного 8 сентября Контрольно-счетной палатой Ленинградской области, с участием представителей Счетной палаты Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, контрольно-счетных органов Архангельской, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Калининградской, Магаданской, Московской, Новгородской, Псковской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Тверской, Ульяновской, Ярославской областей, Камчатского, Приморского и Ставропольского краев, Республик Карелия, Коми, Крым и Татарстан, Ненецкого и Чукотского автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург, города-курорта Сочи, а также органов исполнительной и законодательной власти, муниципальных контрольно-счетных органов и прокуратуры Ленинградской области.

На семинаре-совещании выступил заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области, д.э.н., профессор В.А. Жуков с докладом на тему «Государственный финансовый контроль как фактор повышения эффективности бюджетных расходов».

В своем докладе В.А. Жуков подчеркнул необходимость нахождения баланса между усложняющимися задачами государственной политики и установленными на новом, более низком уровне бюджетными возможностями путем повышения эффективности бюджетных расходов, а также рассказал об имеющихся практических наработках Ростовской области.

Так, в Ростовской области с точки зрения доходов акцент сделан на укрепление собственных доходных источников. Бюджет Ростовской области входит в число 12 крупнейших региональных бюджетов. С 2010 года доходная часть бюджета увеличилась на 56%, область включена в категорию низкодотационных регионов. По инициативе Губернатора Ростовской области в регионе реализуются семь стратегических приритетов, так называемые 7 «И»: инвестиции, индустриализация, инфраструктура, институты, интеллект, инновации, инициатива.

С точки зрения расходов бюджета в области осуществляется оптимизация направлений расходований средств. В качестве примера В.А. Жуков отметил, что на 10% были оптимизированы аппаратные расходы. Экономия денежных средств (более 240 млн. рублей) возвращена в региональный бюджет и направлена на иные цели. «Также одним из приоритетов государственного управления Ростовской области является организация эффективного и полномасштабного контроля, и важное место здесь занимает Контрольно-счетная палата Ростовской области», – заметил Владимир Андреевич.

В.А. Жуков особо отметил, что наряду с общими для всех субъектов Российской Федерации полномочиями, Контрольно-счетная палата Ростовской области наделена специальными полномочиями по аудиту использования средств главными распорядителями и аудиту соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления. «На уровне области законодательно установлена периодичность этого направления контроля – не реже одного раза в 2,5 года. Таким образом, обеспечивается единый и непрерывный цикл аудита, предполагающий оценку законности и эффективности использования имеющихся бюджетных ресурсов», – подчеркнул Владимир Андреевич.

Одновременно заместителем председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области было выделено еще одно направление работы – ежеквартальный мониторинг хода реализации государственных программ Ростовской области; мониторинг хода реализации майских Указов Президента Российской Федерации. Также он отметил еще один приоритет в работе Контрольно-счетной палаты Ростовской области – использование возможностей аудита эффективности использования бюджетных средств.

Контрольно-счетная палата Ростовской области начала формирование подходов к его проведению в 2010 году. С 2014 года, ежегодно предусматривается проведение 5 аудитов эффективности использования бюджетных средств. Это примерно третья часть всех тематических контрольных мероприятий, проводимых Контрольно-счетной палатой Ростовской области.

В ходе аудитов эффективности анализируются тенденции развития отдельных отраслей экономики Ростовской области, проблемы развития и пути их решения, их сопряженность с проблемами, решаемыми посредством федеральных целевых программ, оценивается результативность использования средств. Аудит эффективности позволяет сформировать предложения по повышению эффективности использования бюджетных средств, как с точки зрения совершенствования нормативно-правовой базы, так и методической поддержки руководителей проверяемых органов и организаций. Также используются возможности аудита в сфере закупок. В этом году впервые аудит закупок был выделен в отдельное тематическое мероприятие, проводимое в органах исполнительной власти, органах местного самоуправления и учреждениях Ростовской области.

По итогам выступления В.А. Жуков подчеркнул, что в результате всех комплексных мер по повышению эффективности бюджетных расходов по итогам 2015 года Ростовская область заняла 17 место среди регионов России по эффективности деятельности органов власти, поднявшись на 7 позиций относительно уровня 2014 года, и является единственным субъектом Южного федерального округа, вошедшим в двадцатку эффективных российских регионов.

Назад