Контрольно-счетная палата Ростовской области приняла участие в публичном обсуждении законопроекта «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
18.11.2021

16 ноября в Законодательном Собрании Ростовской области прошли публичные слушания по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». В обсуждении главного финансового документа области приняли участие порядка 350 человек: депутаты донского парламента, члены областного Правительства, представители муниципальных образований, общественных организаций, а также жители Дона, изъявившие желание принять участие в публичных слушаниях.

С основным докладом по проекту областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов выступила заместитель Губернатора Ростовской области – министр финансов Л.В. Федотова. Она сообщила, что по доходам бюджет составляет 230 млрд. рублей, в том числе 167 млрд. рублей – это собственные налоговые и неналоговые доходы региона. К первому чтению в 2022 году предусмотрен объем собственных доходов на 11 млрд. больше, чем в бюджете 2021 года, даже с учетом поправок. По расходам бюджет составит также 230 млрд. рублей с дефицитом в размере 225 млн. рублей. Министр финансов Ростовской области также рассказала о том, как распределились расходы областного бюджета.

Самые бюджетоемкие расходы пошли на социальную политику – 78 млрд. рублей (210 млрд. рублей на трехлетний период). Далее идут расходы на образование – в 2022 году 53 млрд. рублей. Расходы на здравоохранение составят 22 млрд. рублей. Однако с учетом финансирования из Территориального фонда обязательного медицинского страхования расходы только 2022 года составят 81 млрд. рублей. Запланированы средства и на отчисления в фонд обязательного медицинского страхования для обеспечения неработающих граждан медицинскими услугами по гарантийному перечню: в 2022 году – 19 млрд. рублей, в 2023 году – 20 млрд. рублей и в 2024 году – 21 млрд. рублей. Дорожный фонд сформирован в объеме 20 млрд. рублей – эти средства традиционно направляются на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, текущее содержание региональных и межмуниципальных дорог, а также на оказание помощи муниципальным образованиям в сфере дорожного хозяйства.

В соответствии с бюджетным законодательством процедура рассмотрения и утверждения Законодательным Собранием проекта областного закона «Об областном бюджете» предусматривает обязательное участие Контрольно-счетной палаты Ростовской области.

Палатой было подготовлено и направлено в Законодательное Собрание заключение на проект закона «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Основные моменты заключения КСП Ростовской области озвучил в своем докладе председатель Палаты В.И. Хрипун.

Так, при подготовке заключения было проанализировано соответствие законопроекта бюджетному и налоговому законодательству, нормативным правовым актам, непосредственно связанным с формированием доходов и расходов областного бюджета, а также учтены областные законы, вносимые на рассмотрение одновременно с законопроектом. Кроме того, Палатой учтена оценка ожидаемого исполнения областного и консолидированного бюджетов Ростовской области в 2021 году.

Как отметил в своем докладе председатель Палаты, структура и содержание представленного законопроекта соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации, областному бюджетному законодательству и нормативным правовым актам, принятым для его реализации. Обеспечено соблюдение основных принципов бюджетной системы Российской Федерации: общего (совокупного) покрытия расходов, сбалансированности, полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также достоверности бюджета.

«Представленный законопроект ориентирован на реализацию приоритетных задач областной бюджетной и налоговой политики на 2022-2024 годы. Среди основных ее направлений, которым предстоит уделить существенное внимание при исполнении бюджета в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов, такие как: постепенный возврат к налоговому и финансовому климату, существовавшему до введения ограничительных мер, по мере стабилизации экономической и эпидемиологической ситуации; соблюдение бюджетного законодательства, предельного уровня государственного долга и бюджетного дефицита, недопущение образования кредиторской задолженности; взаимодействие органов власти Ростовской области с федеральными органами власти и органами местного самоуправления в решении задач по дополнительной мобилизации доходов за счет использования имеющихся резервов и другие», - констатировал В.И. Хрипун.

Областной бюджет Ростовской области сформирован на основании прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2022-2024 годы, который был представлен в Палату одновременно с законопроектом.

В ходе подготовки заключения Палатой был проведен анализ реалистичности прогнозирования, в том числе с учетом предшествующих трех лет. В целом, прогноз отвечает принципу достоверности бюджета, определенному статьей 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означающему надежность показателей прогноза социально-экономического развития территории.

В целом, областной бюджет по доходам реален к исполнению при условии достижения результатов, определенных базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2022-2024 годы.

Проект расходной части областного бюджета сформирован в программном формате. На реализацию 23 государственных программ на ближайшие три года предполагается направить более 90% расходов областного бюджета. Такой подход к планированию бюджетных расходов обеспечивает их прозрачность и существенно расширяет возможности контроля дальнейшего эффективного и результативного их использования.

«Расходная часть бюджета ориентирована на достижение национальных целей развития и стратегических задач Ростовской области. Основным инструментом здесь выступают региональные проекты. Финансовое обеспечение региональных проектов предусмотрено в рамках реализации государственных программ Ростовской области», - отметил глава КСП Ростовской области.

По словам председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области, анализ представленного законопроекта в части государственного долга свидетельствует о проведении взвешенной долговой политики и соблюдении требований и ограничений, установленных бюджетным законодательством.

Ростовская область входит в число регионов с высоким уровнем долговой устойчивости. Показатель уровня долговой нагрузки Ростовской области находится ниже среднероссийского значения и является одним из наименьших среди субъектов Южного федерального округа. В регионе постоянно ведется работа по оптимизации структуры и снижению государственного долга и минимизации расходов на его обслуживание.

В завершение своего выступления В.И. Хрипун отметил, что областной бюджет соответствует требованиям бюджетного законодательства. При его исполнении необходимо обеспечить полноту поступления запланированных доходов и освоения бюджетных ассигнований, экономное и эффективное расходование средств.

Как и в предыдущие периоды, в проекте, представленном к первому чтению, не в полном объеме учтен размер межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в том числе на реализацию принятых на федеральном уровне в соответствии с национальными целями стратегических направлений развития. По итогам рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2022-2024 годы Государственной Думой Российской Федерации в планируемом периоде ожидается их дополнительное предоставление бюджету области, что также повлияет на параметры законопроекта при его подготовке ко второму чтению.

С учетом положительного заключения на законопроект, внесенного Палатой в Законодательное Собрание, он может быть рекомендован к рассмотрению в первом чтении.

В рамках подготовки публичных слушаний в Законодательном Собрании Ростовской области была образована рабочая группа, которая принимала замечания и предложения к законопроекту. Всего от жителей области и органов местного самоуправления поступило 14 вопросов. Также в ходе проведения публичных слушаний были заданы вопросы с места и посредством видеосвязи.

Замечания и предложения по проекту областного бюджета на ближайшие три года направлены в профильный комитет донского парламента. Все они будут рассмотрены и по возможности учтены при доработке законопроекта.

Проект областного закона «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» рекомендован к рассмотрению и принятию в первом чтении на очередном заседании Законодательного Собрания, которое состоится 25 ноября.

Назад