Контрольно-счетной палатой Ростовской области на «круглом столе» донского Законодательного Собрания проанализированы итоги деятельности по контролю средств дорожных фондов
26.09.2022

22 сентября в Законодательном Собрании Ростовской области состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы сбора эффективного использования средств дорожного фонда». Эти вопросы, по мнению участников встречи, имеют первостепенное значение для развития дорожной отрасли и стабильного функционирования транспортной инфраструктуры.

Как напомнил первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по бюджету А.В. Харченко, возрождение дорожных фондов началось с 2010 года. Сначала появился федеральный дорожный фонд, а затем и региональные. В муниципальных образованиях такие фонды стали появляться с 2014 года. У органов местного самоуправления и исполнительной власти появился стабильный ресурс для содержания дорог местного значения, особенно после 2020 года, когда средства транспортного налога начали зачислять в муниципальные бюджеты.

«Возрождение дорожных фондов на трех уровнях позволило установить общий порядок формирования и использования средств дорожной отрасли, а также улучшить результаты строительства дорог. Роль фондов постоянно растет, поэтому на первый план выходят вопросы повышения эффективности их использования», – подчеркнул А.В. Харченко.

В этой связи огромную важность приобретает организация внешнего государственного финансового контроля в сфере использования средств дорожных фондов, поскольку и финансовые потоки, направляемые на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области неуклонно растут. Об этом в своем выступлении рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области В.И. Хрипун, отметив, что контроль использования средств дорожных фондов Палатой осуществляется на регулярной основе.

«Объем ассигнований дорожного фонда Ростовской области за счет доходных источников за период 2020-2022 годов составил 60,2 млрд. рублей, увеличившись с 16 млрд. рублей в 2020 году до 23,3 млрд. рублей в 2022 году. Фактически поступления за счет всех доходных источников в 2020 году составили 15,5 млрд. рублей, или 96,8%; в 2021 году – 21,2 млрд. рублей, или 101,3%; по состоянию на 1 сентября текущего года – 15,9 млрд. рублей, или 68,3% от плана», - доложил глава областной Контрольно-счетной палаты.

Как следует из доклада В.И. Хрипуна, в рамках расходной части наибольшую долю в плановых назначениях дорожного фонда области на 2022 год занимают затраты на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения - 34%, предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований - 30,7%. Расходы на строительство и реконструкцию областных объектов дорожного хозяйства составили 16%, на их капитальный ремонт – 17,1%, на проведение проектно-изыскательских работ и повышение безопасности дорожного движения – 1,4%.

«По состоянию на 1 сентября текущего года расходы за счет средств дорожного фонда Ростовской области составили 12 млрд. 159,7 млн. рублей, или 47,9%. Системный подход Палаты к контролю использования средств дорожных фондов обусловлен требованием статьи 12 областного закона «О Контрольно-счетной палате Ростовской области», устанавливающей обязанность проведения контрольных мероприятий по использованию бюджетных средств каждым главным распорядителем средств областного бюджета не реже, чем 1 раз в 2,5 года. В соответствии с требованиями областного законодательства с такой же периодичностью подлежат проверке средства областного бюджета, предоставленные в виде межбюджетных трансфертов каждому муниципальному образованию Ростовской области», - сообщил В.И. Хрипун. Председателем Палаты было отмечено, что данное направление расходования бюджетных средств проверяется КСП Ростовской области и в рамках тематических контрольных мероприятий. Так, в 2020 году проведен аудит эффективности использования средств, выделенных из областного бюджета в рамках государственной программы Ростовской области «Развитие транспортной системы» на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства.

Так, в 2022 году завершается проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию регионального проекта «Дорожная сеть» с целью строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов дорожного хозяйства, для достижения целей, задач и показателей, предусмотренных документами стратегического планирования Ростовской области.

Всего же за 2020-2022 годы специалистами Палаты проверено использование средств регионального и муниципальных дорожных фондов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт 65 объектов дорожного хозяйства в 41 муниципальном образовании Ростовской области, а также 17 областных объектов. Общий объем проверенных Палатой средств составил более 19,6 млрд. рублей.

«Итоги проверок свидетельствуют о том, что реализация мероприятий по строительству, реконструкции, капремонту, включая разработку ПСД, ремонту и содержанию автомобильных дорог в целом способствовала созданию условий для устойчивого функционирования транспортной системы Ростовской области, повышению уровня безопасности дорожного движения. Результаты мониторинга хода реализации государственной программы Ростовской области «Развитие транспортной системы» подтверждают, что в 2020 году и в 2021 году министерством транспорта области в целом обеспечено достижение запланированных показателей», - похвалил работу регионального минтранса председатель КСП Ростовской области.

В то же самое время, как отметили участники «круглого стола», на фоне строительства новых дорог, мостовых переходов, развязок на трассе М4 «Дон», в неудовлетворительном состоянии все еще остаются отдельные межпоселковые дороги, дороги внутри населенных пунктов, переезды через пути. Также жители Ростовской области недовольны проводимыми ямочными ремонтами, отсутствием парковок в крупных городах и работой эвакуаторов.

В ходе обсуждения был поднят вопрос и о возможности расходования средств муниципальных дорожных фондов на установку приборов фото- и видеофиксации. Эта тема сейчас прорабатывается на федеральном уровне.

Все предложения, прозвучавшие в рамках встречи, областными законодателями будут внимательно изучены. По итогам представители депутатского корпуса совместно со специалистами минтранса, Контрольно-счетной палаты области, экспертного сообщества сформулируют рекомендации, которые направят всем заинтересованным сторонам.

Назад