Контрольно-счетная палата Ростовской области приняла участие в публичном обсуждении законопроекта «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов»
15.11.2022

14 ноября в Законодательном Собрании Ростовской области прошли публичные слушания по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов». Парламентскую дискуссию вел Председатель Законодательного Собрания А.В. Ищенко. В обсуждении приняли участие: первый заместитель Губернатора Ростовской области И.А. Гуськов, заместитель Губернатора Ростовской области – министр финансов Л.В. Федотова, депутаты донского парламента, члены областного Правительства, представители муниципальных образований, общественных организаций, а также жители Дона, изъявившие желание принять участие в публичных слушаниях.

С основным докладом по проекту областного бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов выступила заместитель Губернатора - министр финансов донского региона Л.В. Федотова. Она сообщила, что в настоящее время проект бюджета на 2023 год по доходам составляет 272 млрд. рублей, по расходам – 279 млрд. рублей. Собственные доходы запланированы в объеме 198 млрд. рублей, рост относительно 2022 года составит 5,9%.

По расходам, в первую очередь, внимание уделено заработной плате, финансовому обеспечению региональных учреждений здравоохранения, образования, социальной политики, физкультуры и спорта, учреждений культуры. Рост расходов на все эти цели по отношению к текущему году составит 21%. С 1 января 2023 года муниципальные медицинские организации должны перейти на региональный уровень, потому наибольший акцент в законопроекте сделан именно на здравоохранении. На образование планируется направить 69 млрд. рублей – это практически четвертая часть всех расходов бюджета области. Самая бюджетоемкая часть расходов – социальная политика, на нее будет выделено 78 млрд. рублей – это обязательные выплаты, социальные контракты, пособия и другое. Законодатели не обошли вниманием такие сферы как обеспечение жильем отдельных категорий граждан, переселение граждан из аварийного жилого фонда.

В соответствии с бюджетным законодательством процедура рассмотрения и утверждения Законодательным Собранием проекта областного закона «Об областном бюджете» предусматривает обязательное участие Контрольно-счетной палаты Ростовской области.

Палатой было подготовлено и направлено в Законодательное Собрание заключение на проект закона «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов». Основные моменты заключения КСП Ростовской области озвучил в своем докладе председатель Палаты В.И. Хрипун.

Так, при подготовке заключения было проанализировано соответствие законопроекта бюджетному и налоговому законодательству, нормативным правовым актам, непосредственно связанным с формированием доходов и расходов областного бюджета, а также учтены областные законы, вносимые на рассмотрение одновременно с законопроектом. Кроме того, Палатой учтена оценка ожидаемого исполнения областного и консолидированного бюджетов Ростовской области в 2022 году.

Как отметил в своем докладе председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области, структура и содержание представленного законопроекта соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации, областному бюджетному законодательству и нормативным правовым актам, принятым для его реализации. Обеспечено соблюдение основных принципов бюджетной системы Российской Федерации: общего (совокупного) покрытия расходов, сбалансированности, полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также достоверности бюджета.

Областной бюджет сформирован на основании прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2023-2025 годы, который был представлен в Палату одновременно с законопроектом.

В ходе подготовки заключения Палатой был проведен анализ реалистичности прогнозирования, в том числе с учетом предшествующих трех лет. В целом, прогноз отвечает принципу достоверности бюджета, определенному статьей 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означающему надежность показателей прогноза социально-экономического развития территории.

«Вместе с законопроектом представлены расчеты формирования доходной части областного бюджета, которые подтверждают предложенные проектировки. Основную долю в доходной части бюджета области занимают налоговые доходы. За счет данных источников в 2023 году предполагается получить 99,4% налоговых доходов областного бюджета», - отметил глава областной КСП.

В.И. Хрипун обратил внимание участников публичных слушаний, что плановые значения доходной части бюджета могут быть достигнуты при реализации основных направлений налоговой политики Ростовской области в 2023-2025 годах. Ее основным ориентиром на предстоящий период является стимулирование экономической и инвестиционной активности и развитие доходного потенциала области на основе экономического роста.

В целом, по мнению председателя Палаты, бюджет региона по доходам реален к исполнению при условии достижения результатов, определенных базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2023-2025 годы.

Параметры расходной части областного бюджета заложены на основе методики и порядка планирования бюджетных ассигнований областного бюджета, в соответствии с расходными обязательствами, с учетом подходов к межбюджетным отношениям и подтверждены материалами, представленными в Палату одновременно с законопроектом. Проект расходной части областного бюджета сформирован в программном формате. На реализацию 23-х государственных программ на ближайшие три года предполагается направить более 90% расходов областного бюджета. Такой подход к планированию бюджетных расходов обеспечивает их прозрачность и существенно расширяет возможности контроля дальнейшего эффективного и результативного их использования. «Расходная часть бюджета ориентирована на достижение национальных целей развития и стратегических задач Ростовской области. Основным инструментом здесь выступают региональные проекты. Финансовое обеспечение региональных проектов предусмотрено в рамках реализации государственных программ Ростовской области», - сообщил В.И. Хрипун. Он также подчеркнул, что дефицит областного бюджета на 2023 год запланирован в сумме 7,3 млрд. рублей и составляет 3,7% от планируемого общего годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, что не превышает ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

По словам председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области, анализ представленного законопроекта в части государственного долга свидетельствует о проведении взвешенной долговой политики и соблюдении требований и ограничений, установленных бюджетным законодательством. Ростовская область входит в число регионов с высоким уровнем долговой устойчивости. Показатель уровня долговой нагрузки Ростовской области находится ниже среднероссийского значения и является одним из наименьших среди субъектов Южного федерального округа. В регионе постоянно ведется работа по оптимизации структуры и снижению государственного долга и минимизации расходов на его обслуживание.

В завершение своего выступления В.И. Хрипун отметил, что областной бюджет соответствует требованиям бюджетного законодательства. При его исполнении необходимо обеспечить полноту поступления запланированных доходов и освоения бюджетных ассигнований, экономное и эффективное расходование средств. Как и в предыдущие периоды, в проекте, представленном к первому чтению, не в полном объеме учтен размер межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в том числе на реализацию принятых на федеральном уровне в соответствии с национальными целями стратегических направлений развития. По итогам рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2023-2025 годы Государственной Думой Российской Федерации в планируемом периоде ожидается их дополнительное предоставление бюджету области, что также повлияет на параметры законопроекта при его подготовке ко второму чтению. С учетом положительного заключения на законопроект, внесенного Палатой в Законодательное Собрание, он может быть рекомендован к рассмотрению в первом чтении.

В рамках подготовки публичных слушаний в Законодательном Собрании Ростовской области была образована рабочая группа, которая принимала замечания и предложения к законопроекту. В ходе проведения заседания участники слушаний задали вопросы с мест и посредством видеосвязи, ряд вопросов поступил в письменном виде.

Замечания и предложения по проекту областного бюджета на ближайшие три года направлены в профильный комитет донского парламента. Все они будут рассмотрены и по возможности учтены при доработке законопроекта.

Проект областного закона «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» рекомендован к рассмотрению и принятию в первом чтении на очередном заседании Законодательного Собрания, которое состоится 22 ноября.

Назад