Вопросы организации деятельности Контрольно-счетной палаты Ростовской области и муниципальных КСО в условиях расширения их полномочий стали темой «круглого стола» донского Законодательного Собрания
26.01.2023

25 января в Законодательном Собрании Ростовской области состоялось заседание «круглого стола», проводимое комитетом по бюджету, налогам и собственности, в ходе которого обсуждались вопросы полноты реализации новых полномочий контрольно-счетных органов, их организационной обеспеченности.

В работе «круглого стола» участвовали: первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области - председатель комитета по бюджету, налогам и собственности А.В. Харченко, председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области В.И. Хрипун, заместитель Губернатора Ростовской области – министр финансов Л.В. Федотова, заместитель министра финансов – начальник контрольно-ревизионного управления Д.В. Скрипников, заместитель председателя областной Палаты С.Л. Бездольный, аудиторы и начальники управлений Палаты, а также председатели трех комиссий Совета КСО при КСП Ростовской области (информационно-аналитической, комиссии по методологии и комиссии по правовым вопросам и этике) - председатели Контрольно-счетных палат городов Ростова-на-Дону, Таганрога и Новочеркасска И.П. Радюхина, О.В. Субботина, Ж.И. Ткачева.

В начале встречи первый заместитель Председателя Законодательного Собрания области А.В. Харченко подчеркнул: «Контрольно-счетные органы являются важнейшим инструментом системного контроля эффективности расходования бюджетных средств и формирования бюджетной политики».

Заместитель Губернатора Ростовской области – министр финансов Л.В. Федотова обратила внимание, что Контрольно-счетная палата Ростовской области плотно взаимодействует с региональным минфином, а результаты контрольной деятельности Палаты используются при планировании расходов на следующий бюджетный цикл.

«Наше взаимодействие налажено, мы с Контрольно-счетной палатой области координируем свои мероприятия во времени, по запросу Палаты министерство финансов вносит свои предложения и предложения отраслевых министерств, которые учитываются при формировании плановых контрольных мероприятий Палаты на следующий год. Мы работаем сообща на общее дело», – подчеркнула Л.В. Федотова.

Прошедший 2022 год стал первым годом действия изменений, внесенных в федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», которые были направлены на усовершенствование правового регулирования деятельности региональных контрольно-счетных палат.

Законодательными новациями также были существенно расширены полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации по осуществлению внешнего государственного и муниципального финансового контроля. Реализация на региональном и муниципальном уровне всего комплекса полномочий, предусмотренных данным законом, позволяет обеспечить единый и непрерывный цикл контроля консолидированного бюджета Ростовский области. Об этом подробно в своем выступлении рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области В.И. Хрипун.

Председателем Палаты были выделены три направления работы: опыт областного контрольного ведомства по проведению проверок использования межбюджетных трансфертов, поступающих в местные бюджеты, в соответствии с требованиями областного законодательства c периодичностью не реже одного раза в 2,5 года; деятельность созданного в минувшем году управления муниципального контроля по реализации соглашений о передаче Палате полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю; деятельность муниципальных контрольно-счетных органов.

В 2022 году проверками муниципальных образований с обязательной периодичностью один раз в 2,5 года было охвачено 182 муниципальных образования, в том числе 5 городских округов, 18 муниципальных районов, 159 городских и сельских поселений. Составлено 518 актов, проверено 311 объектов, среди которых местные администрации, финансовые органы и другие главные распорядители и получатели бюджетных средств, а также бюджетные и автономные учреждения. Общий объем проверенных средств составил свыше 30 млрд. рублей.

В 2023 году комплексные проверки областной Палатой планируется провести в 213 муниципальных образованиях, в том числе в 6 городских округах (городах Азов, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск и Шахты), 18 муниципальных районах, и 189 городских и сельских поселениях.

«Мы расширили подход и с учетом заключенных Палатой соглашений о передаче ей полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, в ряде муниципальных образований, подлежащих проверкам законности, эффективности, результативности и экономности использования межбюджетных трансфертов и соблюдения условий их получения, будут рассматриваться вопросы формирования и исполнения местных бюджетов в целом. Это предполагает, в том числе проверку вопросов формирования доходной части местных бюджетов, использования муниципальной собственности, эффективности закупок для муниципальных нужд и другие вопросы», - подчеркнул В.И. Хрипун.

На сегодняшний день по решению представительных органов муниципальных образований, в которых отсутствуют контрольно-счетные органы, заключены соглашения о передаче Палате полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля со 129 муниципальными образованиями, из них 15 муниципальных районов, 2 городских округа и 112 поселений. Кроме того, Мартыновский район и входящие в его состав 9 сельских поселений в настоящее время осуществляют процедуру передачи полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю Контрольно-счетной палате области.

Как отметил председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области, подписанные соглашения позволяют муниципальным образованиям снизить нагрузку на местные бюджеты и получить при этом независимую и квалифицированную оценку результатов их деятельности областным органом внешнего контроля.

В завершение своего выступления В.И. Хрипун напомнил, что всего на сегодняшний день в донском регионе создано 35 муниципальных контрольно-счетных органов в 8 городских округах и 27 муниципальных районах области. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты Ростовской области с муниципальными КСО строится как в рамках созданного регионального Совета, так и посредством заключенных с каждым контрольно-счетным органом двусторонних соглашений о сотрудничестве.

В продолжение «круглого стола» о практике реализации на муниципальном уровне 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а также о практике работы Контрольно-счетной палаты Ростовской области по реализации соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля детально рассказали в своих выступлениях начальники двух управлений Контрольно-счетной палаты Ростовской области: управления экспертно-аналитического и организационного обеспечения Л.В. Андреев и управления муниципального контроля Д.А. Бирюков.

По итогам мероприятия выступающими, представителями донского парламента, Правительства области был сформирован ряд рекомендаций: Контрольно-счетной палате области – продолжить оказание методологической, организационной и правовой помощи муниципальным контрольно-счетным органам в рамках Совета КСО при КСП Ростовской области; контрольно-счетным органам муниципальных образований – обеспечить осуществление полномочий муниципальных КСО в соответствии с требованиями профильного федерального закона и стандартами внешнего муниципального финансового контроля; главам муниципальных образований Ростовской области – продолжить работу по созданию условий для реализации муниципальными КСО установленных полномочий в полном объеме.

ссылка на фоторепортаж

Назад