Основные направления и задачи контрольной и экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты Ростовской области в 2023 году обсудили на заседании Экспертно-консультативного Совета при председателе Палаты
24.04.2023

20 апреля Контрольно-счетной палатой Ростовской области проведено плановое заседание Экспертно-консультативного Совета при председателе Палаты. Участие в работе Экспертно-консультативного Совета приняли: руководитель Управления Федерального казначейства по Ростовской области В.Ю. Бородулин; председатель Контрольно-счетной палаты г. Ростова-на-Дону И.П. Радюхина; председатель Контрольно-счетной палаты г. Таганрога О.В. Субботина; ректор РостГМУ, д.м.н., профессор С.В. Шлык, ректор РГЭУ (РИНХ), д.э.н., профессор Е.Н. Макаренко; директор Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ, к.э.н., доцент В.В. Рудой; директор ГТРК «Дон-ТР» В.Т. Ковалев; заместитель генерального директора ПАО «Роствертол» А.В. Мирошников, депутаты Законодательного Собрания и главы администраций муниципальных образований Ростовской области, деканы факультетов и заведующие кафедрами ведущих вузов юга России, представители бизнес-сообщества Дона.

Экспертно-консультативный Совет при председателе Контрольно-счетной палаты Ростовской области был создан более 20 лет назад с целью повышения эффективности контрольной и экспертно-аналитической деятельности областной Палаты, формирования научно-обоснованной государственной политики в сфере аудита государственных финансов. Состав совещательного органа периодически обновляется в соответствии с новыми направлениями работы и той миссией, которая возложена на Контрольно-счетную палату области.

Об основных направлениях и задачах контрольной и экспертно-аналитической деятельности во вступительном слове рассказал членам Совета председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области В.И. Хрипун.

Валерий Иванович подчеркнул, что прошедший год стал для всей системы внешнего государственного финансового контроля, без преувеличения, знаковым. Это первый год реализации принятых изменений в 6-й Федеральный закон, определяющий статус и полномочия контрольно-счетных органов. Законодательные новации в полной мере отвечают тенденциям развития государственного аудита и в целом всех уровней бюджетной системы.

В числе ключевых изменений председатель Палаты сделал акцент на расширении полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

«Сегодня мы находимся в условиях обострения геополитической ситуации и беспрецедентных внешних ограничений. В ответ на эти вызовы реализуются меры, направленные на защиту суверенитета и безопасности Российской Федерации, на обеспечение социальной стабильности. Одновременно последовательно решаются задачи по модернизации экономики и инфраструктуры для поддержки предприятий и бизнеса. Очевидно, что для решения перечисленных задач необходим эффективный и своевременный государственный аудит», - отметил В.И. Хрипун.

На сегодняшний день федеральным законом предусмотрено 13 основных полномочий контрольно-счетных органов. Так, в соответствии с изменениями, введены полномочия по:

- оценке реализуемости, в том числе ресурсной обеспеченности, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития, предусмотренных документами стратегического планирования субъекта Российской Федерации, включая государственные программы и региональную составляющую национальных проектов;

- контролю состояния государственного внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации, а также оценке долговой политики муниципальных образований;

- оценке эффективности формирования государственной собственности, управления и распоряжения такой собственностью;

- проведению экспертизы проектов законов субъекта Российской Федерации, приводящих к изменению доходов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

- проверке и анализу обоснованности показателей при осуществлении экспертизы проекта бюджета;

- проведению оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения бюджета,

- ежеквартальному представлению информации о ходе исполнения бюджета в законодательный орган и Губернатору региона.

Все эти изменения направлены на обеспечение возможности наиболее полной реализации задач внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

«С точки зрения анализа достижения целей социально-экономического развития Ростовской области Контрольно-счетной палатой Ростовской области на постоянной основе осуществляется мониторинг хода реализации всех 23 областных государственных программ и 44 региональных проектов. Также эти вопросы рассматриваются в ходе тематических мероприятий, аудитов эффективности, при проверках главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований. Кроме того, для выполнения переданных полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля с января 2022 года в Палате создано управление муниципального контроля. По инициативе представительных органов муниципальных образований, в которых отсутствуют контрольно-счетные органы, в конце 2021 года были заключены соглашения о передаче Контрольно-счетной палате области полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля со 129 муниципальными образованиями, из них: 15 муниципальных районов, 2 городских округа и 112 городских и сельских поселений», - рассказал глава контрольного органа.

Для обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности в целом Палатой применяются 24 стандарта внешнего государственного финансового контроля.

Валерий Иванович отметил, что с учетом внесенных в федеральный закон изменений расширились возможности Контрольно-счетной палаты Ростовской области по взаимодействию с экспертным сообществом. Теперь Палата вправе на основе заключенных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии привлекать к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков.

С целью расширения и совершенствования механизмов участия экспертного сообщества в контрольной и экспертно-аналитической деятельности участники заседания обсудили планируемые Палатой в текущем году тематические мероприятия.

С подробными докладами о направлениях контроля Палаты в 2023 году на встрече выступили аудиторы КСП Ростовской области М.Ф. Костюченко, Ю.С. Кузьминов, И.В. Галушкин. Каждый из руководителей рассказал о запланированных к проведению во 2-4 кварталах аудитах и проверках, вопросах, которые планируется охватить в рамках контрольных мероприятий.

Обзор законодательных изменений в сфере внешнего государственного и муниципального финансового контроля представила в своем выступлении начальник управления правового и кадрового обеспечения Палаты Л.В. Савина.

С результатами работы в направлении реализации полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля ознакомил членов Совета начальник управления муниципального контроля Палаты Д.А. Бирюков.

В завершение встречи было подчеркнуто, что сегодня, для воплощения на практике важнейших ориентиров в деятельности Палаты, развития современной модели общественных финансов значительную роль играет взаимодействие контрольно-счетного органа с экспертным сообществом.

По итогам мероприятия аудиторам КСП Ростовской области рекомендовано продолжить практику привлечения экспертов из числа членов Экспертно-консультативного Совета при подготовке и проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В свою очередь, привлеченным в качестве экспертов членам Совета предложено вносить свои рекомендации к программам проведения Палатой аудитов эффективности, а также при осуществлении проверок по контролю за ходом и итогами реализации государственных программ Ростовской области.

Назад