Председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области выступил с заключением на отчет об исполнении областного бюджета за 2022 год, рассмотренный в ходе публичных слушаний
26.04.2023

25 апреля в Законодательном Собрании Ростовской области состоялись публичные слушания по проекту областного закона «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2022 год».

Депутаты, члены областного Правительства, представители муниципальных образований, общественных организаций заслушали отчет, представленный министерством финансов Ростовской области, и доклады руководителей региональных министерств по отраслевым направлениям отчета.

В соответствии с бюджетным законодательством годовой отчет об исполнении бюджета перед проведением публичных слушаний был рассмотрен Контрольно-счетной палатой Ростовской области.

Палатой проведены внешние проверки бюджетной отчетности 37 главных распорядителей средств областного бюджета. С учетом полученных данных подготовлено и направлено в Законодательное Собрание и Губернатору Ростовской области заключение на отчет об исполнении бюджета за 2022 год.

Информационной базой подготовки заключения также стали: результаты проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой Ростовской области в отчетном году в части средств областного бюджета 2022 года; анализ хода исполнения областного бюджета, осуществляемый Палатой на основании ежеквартальной информации Правительства Ростовской области; информация о предварительных итогах социально-экономического развития Ростовской области в 2022 году; Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Ростовской области на плановый период 2022-2024 годов, а также дополнительная информация отдельных главных распорядителей средств областного бюджета.

Подробно о подготовленном КСП Ростовской области заключении в рамках публичных слушаний доложил председатель Палаты В.И. Хрипун.

По его словам, в ходе подготовки заключения Палатой проведен анализ результатов внешних проверок, который свидетельствует, что исполнение областного бюджета в 2022 году, в целом, соответствовало требованиям действующего законодательства. Разработанная нормативная база обеспечивала процесс исполнения областного бюджета, контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Главными распорядителями средств областного бюджета выполнены основные требования нормативных правовых актов. Соблюдены порядок составления и сроки предоставления бюджетной отчетности.

«За счет наращивания собственной доходной базы доля дотаций из федерального бюджета в собственных доходах консолидированного бюджета Ростовской области в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 10 процентов. Соответствующие показатели подтверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 ноября 2022 года № 497, согласно которому Ростовская область не входит в список регионов, у которых данный бюджетный параметр превышен», - отметил В.И. Хрипун.

Председателем Палаты было подчеркнуто, что анализ изменения законодательно утвержденных годовых плановых назначений областного бюджета показал: первоначально запланированные доходы областного бюджета были увеличены на 32 млрд. 733 млн. 686,1 тыс. рублей, расходы – на 43 млрд. 223 млн. 783,3 тыс. рублей, или соответственно на 13,2% и 16,8% к первоначальному плану. При этом запланированный дефицит увеличился на 10 млрд. 490 млн. 97,2 тыс. рублей и составил 20 млрд. 264 млн. 115,7 тыс. рублей, или 10,8% к объему доходов областного бюджета за минусом безвозмездных поступлений, что не превысило норму – 15%, установленную пунктом 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Таким образом, вся сумма дефицита бюджета при его уточнении обеспечена источниками финансирования полностью.

Как и в предыдущие годы, областной бюджет в 2022 году был сформирован в программной структуре расходов, удельный вес которых составил 89,3%.

«Наибольшая доля – 73,3% пришлась на 10 социальных программ. Это государственные программы, направленные на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальную поддержку и социальное обслуживание населения области, молодежную политику, обеспечение населения области жильем», - сообщил глава областной КСП. Более 16% расходов областного бюджета, исполненных в рамках «инфраструктурных» государственных программ, составили расходы, направленные на развитие коммунальной и транспортной инфраструктуры, включая развитие инфраструктуры на сельских территориях, на формирование современной городской среды, а также на развитие информационно-телекоммуникационной среды.

В то же время на управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами в рамках государственной программы пришлось около 5% расходов. И еще порядка 5% - на государственные программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики», «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», а также на государственные программы в сфере обеспечения общественного порядка и профилактики правонарушений и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В целом исполнение государственных программ Ростовской области в 2022 году характеризуется высоким уровнем – 98,5% от плана (265,2 млрд. рублей).

Также председателем Палаты было отмечено, что в Ростовской области в 2022 году продолжилась реализация 11-ти национальных проектов, разработанных Правительством Российской Федерации.

Для достижения целей и показателей национальных и федеральных проектов на территории Ростовской области в 2022 году осуществлялась реализация 46 региональных проектов. Бюджетные назначения были установлены по 41 региональному проекту. При этом, наибольший удельный вес имели региональные проекты, входящие в нацпроекты: «Демография» – 26,0%, «Здравоохранение» – 21,2%, «Жилье и городская среда» – 16,9%, «Безопасные качественные дороги» – 15,4%, «Образование» – 13,3%.

Расходы на реализацию региональных проектов исполнены в сумме 41 млрд. 174,4 млн. рублей, или 96,5% годового показателя сводной росписи с изменениями. На высоком уровне - свыше 95% - исполнены расходы по 29 региональным проектам. Ниже общего уровня исполнены расходы по 3 региональным проектам.

Анализ информации о состоянии государственного долга Ростовской области на начало и конец 2022 года свидетельствует о проведении взвешенной долговой политики, направленной на обеспечение потребностей региона в заемном финансировании, своевременном и полном исполнении долговых обязательств и поддержании объема и структуры государственного долга на безопасном уровне.

«Итоги контрольных мероприятий Палаты, в целом подтверждают правомерное расходование средств областного бюджета 2022 года. По выявленным Палатой фактам нарушений и недостатков приняты необходимые меры для их устранения и недопущения в дальнейшей работе. Результаты контрольных мероприятий и проведенной работы по устранению нарушений отражены в годовом отчете Палаты, представленном в феврале 2023 года Законодательному Собранию Ростовской области. С учетом вышеизложенного отчет об исполнении областного бюджета за 2022 год может быть рекомендован к рассмотрению и утверждению Законодательным Собранием», - подытожил В.И. Хрипун.

Всего в публичных слушаниях приняло участие более 300 человек. Вопросы и предложения, поступившие в ходе мероприятия, а также после его завершения, будут проанализированы рабочей группой и учтены в итоговой редакции рекомендаций публичных слушаний по проекту областного закона «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2022 год», который планируется рассмотреть на ближайшем заседании Законодательного Собрания Ростовской области.

Назад