В.И. Хрипун выступил на заседании Законодательного Собрания Ростовской области при рассмотрении в первом чтении проекта областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
24.11.2023

23 ноября на третьем заседании Законодательного Собрания Ростовской области депутатами донского парламента в первом чтении принят Областной закон «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Законопроект прошел нулевое чтение на публичных слушаниях, а также был детально рассмотрен на всех комитетах и фракциях Законодательного Собрания.

К первому чтению доходы областного бюджета на 2024 год составляют 284,6 млрд. рублей. расходы – 300,2 млрд. рублей. Собственные доходы областного бюджета прогнозируются в объеме 228,7 млрд. рублей.

Социальные расходы областного бюджета запланированы в объеме 66%, или 198,8 млрд. рублей, что на 7,2 млрд. рублей больше расходов бюджета на те же цели к первому чтению бюджета на 2023 год. Больше всего средств направлено на социальную политику - 77,9 млрд. рублей, образование - 74,8 млрд. рублей, здравоохранение - 35,1 млрд. рублей. «Бюджет развития» составляет 24% всех расходов, или 73,2 млрд. рублей. Это средства, которые направляются на дорожную деятельность, строительство и реконструкцию социальных объектов, объектов водоснабжения и водоотведения, а также на поддержку бизнеса и аграрного сектора.

Процедура рассмотрения и утверждения региональным Законодательным Собранием проекта областного закона «Об областном бюджете», согласно бюджетному законодательству, предусматривает обязательное участие Контрольно-счетной палаты Ростовской области на всех этапах прохождения законопроекта.

Изначально при разработке законопроекта Палатой было подготовлено и направлено в Законодательное Собрание заключение на проект закона «Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».

Основные моменты заключения КСП Ростовской области озвучил в своем докладе председатель Палаты В.И. Хрипун, подчеркнув, что работа над заключением осуществлялась в соответствии со стандартом внешнего государственного финансового контроля «Проведение экспертизы проекта областного закона об областном бюджете», в котором учтены рекомендации Счетной палаты Российской Федерации по проведению экспертизы.

Председателем Палаты было отмечено, что состав показателей, предусмотренных законопроектом, включая основные характеристики областного бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит бюджета, соответствует требованиям бюджетного законодательства.

Законопроектом учтены областные законы, вносимые на рассмотрение одновременно с законопроектом.

Областной бюджет сформирован на основании прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2024-2026 годы, представленного в Палату одновременно с законопроектом.

Согласно заключению, при расчете прогнозируемого объема доходной части областного бюджета учтены положения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации. Параметры же расходной части сформированы на основе Методики и порядка планирования бюджетных ассигнований областного бюджета, в соответствии с расходными обязательствами с учетом нормативных затрат и подходов к межбюджетным отношениям, и подтверждены материалами, представленными в Палату одновременно с законопроектом.

Дефицит областного бюджета на 2024 год составляет 6,8% от планируемого общего годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений и не превышает ограничение, установленное пунктом 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По результатам экспертизы Палаты установлено соответствие общего объема утверждаемых законопроектом источников финансирования дефицита бюджета прогнозируемому объему дефицита, чем обеспечена сбалансированность бюджетных показателей. Верхний предел государственного внутреннего долга Ростовской области на предстоящие три года соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

«Верхний предел государственного внутреннего долга Ростовской области в 2024 году и плановом периоде 2025-2026 годов соответствует положениям постановления № 724 «Об утверждении бюджетного прогноза Ростовской области на период 2023-2036 годов» в части ежегодного снижения уровня государственного долга Ростовской области в объеме собственных налоговых и неналоговых доходов - с 32,5% в 2023 году до 9,7% в 2036 году. Также верхний предел регионального госдолга соответствует значениям, установленным государственной программой Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами», - подчеркнул В.И. Хрипун.

Среди особенностей проекта областного бюджета на 2024-2026 годы председателем Палаты также отмечены такие как:

- прогнозирование налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в условиях реализуемого Правительством Ростовской области комплекса мер по ограничению влияния негативных факторов и обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона в условиях внешнего санкционного давления;

- направление бюджетной политики в сфере расходов на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их приоритетной значимости, и повышение эффективности использования финансовых ресурсов;

- оптимизация и переформатирование расходов областного бюджета, создание дополнительных резервов для обеспечения приоритетных и непредвиденных расходов, включая мероприятия, связанные с проведением специальной военной операции;

- концентрация бюджетных ресурсов на достижении целей национального развития посредством реализации региональных проектов, интегрированных в структуру сформированных в новом формате государственных программ Ростовской области, предусматривающем проектную и процессную составляющие.

«Такой подход к планированию бюджетных расходов обеспечивает их прозрачность и существенно расширяет возможности контроля дальнейшего эффективного и результативного их использования. Считаем, что представленный проект может быть принят в первом чтении с учетом его доработки ко второму чтению после распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и уточнения показателей законопроекта в связи с изменением в ноябре текущего года параметров прогноза социально-экономического развития Ростовской области», - заключил председатель Палаты.

По итогам обсуждения депутаты Законодательного Собрания Ростовской области приняли бюджет Ростовской области в первом чтении. Однако данный вариант бюджета не окончателен - ко второму чтению его параметры изменятся в большую сторону с учетом средств, поступающих из федерального бюджета.

Назад