Контрольно-счетная палата Ростовской области поделилась с депутатами донского Законодательного Собрания практикой организации внешнего государственного и муниципального финансового контроля при исполнении регионального консолидированного бюджета
25.09.2024

20 сентября в донском Законодательном Собрании состоялось заседание «круглого стола» на тему «Реализация полномочий контрольно-счетных органов как фактор содействия эффективной бюджетной политике в Ростовской области», посвященное роли контрольно-счетных органов в проведении на Дону эффективной бюджетной политики.

Участие в работе «круглого стола» приняли заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области Л.В. Андреев, начальник управления муниципального контроля Палаты Д.А. Бирюков, а также председатели ряда муниципальных контрольно-счетных органов, главы и представители муниципальных образований Ростовской области.

По словам первого заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председателя комитета по бюджету, налогам и собственности А.В. Харченко, деятельность контрольно-счетных органов в системе государственной власти исключительно важна, поскольку именно КСО осуществляют контроль за законностью и эффективностью использования средств бюджетов всех уровней.

«Областная Контрольно-счетная палата и контрольно-счетные органы муниципальных образований в обязательном порядке участвуют в подготовке проектов бюджета на следующую трехлетку, инспектируют отчет о бюджете за предыдущий год. Законодательное Собрание Ростовской области самым тесным образом взаимодействует с финансовыми контролерами как на областном, так и на муниципальном уровне. Задача у нас у всех одна – обеспечение эффективного расходования тех денег, которые заложены в бюджете, с целью повышения качества жизни наших граждан», - подчеркнул первый вице-спикер донского парламента.

На заседании комитета с докладом о практике комплексного подхода к организации внешнего государственного и муниципального финансового контроля при формировании и исполнении регионального консолидированного бюджета выступил заместитель председатель КСП Ростовской области Л.В. Андреев. Он представил депутатам подробный отчет о реализации в Ростовской области механизма, обеспечивающего единый и непрерывный цикл контроля консолидированного бюджета Ростовский области.

Заместителем председателя Палаты было отмечено, что в июле 2024 года исполнилось 3 года с момента принятия наиболее масштабных поправок в ФЗ-6 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований». Таким образом, на сегодняшний день практически пройден полный трехлетний бюджетный цикл, который сопровождался обеспечением контроля со стороны контрольно-счетных органов с применением всего расширенного спектра их полномочий.

Полномочия КСО, согласно закону, заключаются в: оценке реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития; контроле состояния государственного и муниципального долга; оценке эффективности формирования государственной и муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью; экспертизе проектов правовых актов, приводящих к изменению доходов бюджета; проверке и анализе обоснованности показателей при осуществлении экспертизы проекта бюджета; проведении оперативного анализа исполнения и контроле за организацией исполнения регионального и местного бюджета; ежеквартальном представлении информации о ходе исполнения бюджета в представительный орган, а также Губернатору и главе муниципального образования, в зависимости от уровня бюджета.

«Наши полномочия направлены на обеспечение возможности наиболее полной реализации задач внешнего государственного и муниципального финансового контроля. Применительно к муниципальному уровню эти вопросы решаются в муниципальных образованиях либо собственными силами, либо путем передачи полномочий. Контроль местных бюджетов должен быть направлен не только на усиление финансовой дисциплины, но и на выявление точек роста для развития территорий, стимулов для укрепления собственной доходной базы местных бюджетов. При этом основополагающим принципом внешнего финансового контроля в Ростовской области является системность», - подчеркнул Л.В. Андреев.

Заместитель председателя КСП Ростовской области сообщил, что в Ростовской области, по предложению председателя Палаты Валерия Ивановича Хрипуна и благодаря его личному участию, реализована модель, которую можно охарактеризовать как смешанную. У части муниципальных образований сформированы и функционируют собственные контрольно-счетные органы, часть муниципальных образований передали полномочия по осуществлению внешнего финансового контроля на региональный уровень Контрольно-счетной палате Ростовской области.

Кроме того, согласно нормам бюджетного законодательства Контрольно-счетная палата Ростовской области наделена полномочиями по контролю использования межбюджетных трансфертов, направляемых местным бюджетам, а это значительные финансовые потоки.

Контрольно-счетной палатой Ростовской области накоплен значительный опыт проведения проверок местных бюджетов в соответствии с требованиями областного законодательства c периодичностью не реже одного раза в 2,5 года. Такой механизм обеспечивает единый и непрерывный цикл контроля консолидированного бюджета Ростовский области.

Так, в 2024 году проверками по данному направлению будет охвачено 149 муниципальных образований, из них: 6 городских округов (города Батайск, Волгодонск, Донецк, Зверево, Ростов-на-Дону, Таганрог), 15 муниципальных районов и 128 городских и сельских поселений. На сегодняшний день мероприятия проведены в 102 муниципальных образованиях, из них: 9 муниципальных районов, 3 городских округа и 90 городских и сельских поселений. По итогам завершенных мероприятий составлено 379 актов, проверено 170 объектов, среди которых местные администрации, финансовые органы, иные главные распорядители, получатели бюджетных средств, а также бюджетные и автономные учреждения и другие организации. Объем проверенных средств составил свыше 23,7 млрд рублей.

При проведении контрольных мероприятий в отношении местных бюджетов приоритетным для областной Палаты является их комплексный характер.

«Осуществление этого вида контроля основано на разработанном нами стандарте внешнего государственного финансового контроля «Проверки законности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, а также соблюдения органами местного самоуправления условий их получения». Также осуществление контроля местных бюджетов обеспечивается муниципальными контрольно-счетными органами. Всего их на сегодняшний день в нашем регионе создано 37», - сообщил Л.В. Андреев.

Заместитель председателя областной КСП добавил, что взаимодействие Контрольно-счетной палаты Ростовской области с муниципальными КСО строится как в рамках созданного регионального Совета, так и посредством заключенных с каждым контрольно-счетным органом двусторонних соглашений о сотрудничестве.

Депутаты заслушали также информацию приглашенных руководителей муниципальных контрольно-счетных органов, которые рассказали об успехах и сложностях проводимой работы, выяснили мнения глав Собраний депутатов донских районов о практике их взаимодействия с Контрольно-счетной палатой Ростовской области. По итогам выступлений состоялось совместное обсуждение дальнейших перспектив работы с учетом уже имеющихся результатов.

Назад