Контрольно-счетная палата Ростовской области представила заключение на проект областного закона об областном бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов
13.11.2024

11 ноября состоялось заседание Коллегии Контрольно-счетной палаты Ростовской области, на котором утверждено заключение на проект областного закона об областном бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов.

В соответствии с бюджетным законодательством КСП Ростовской области в обязательном порядке готовит заключение на проект областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно заключению Палаты, структура и содержание представленного депутатским корпусом законопроекта соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации, областному бюджетному законодательству и нормативным правовым актам, принятым для его реализации. Обеспечено соблюдение основных принципов бюджетной системы Российской Федерации: общего (совокупного) покрытия расходов, сбалансированности, полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также достоверности бюджета.

Среди особенностей проекта областного бюджета на 2025-2027 годы можно выделить следующие:

- прогнозирование налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в условиях реализуемого Правительством Ростовской области комплекса мер, способствующих ограничению влияния негативных факторов и обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона в условиях внешнего санкционного давления, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, рост инвестиционной активности, повышение уровня жизни населения;

- направление бюджетной политики в сфере расходов на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их приоритизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов;

- формирование областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период с учетом реализации новых национальных проектов;

- обеспечение реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета.

Представленный законопроект ориентирован на реализацию приоритетных задач областной бюджетной и налоговой политики на 2025-2027 годы. Среди них: обеспечение сбалансированности областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ростовской области; выполнение всех социальных обязательств; предоставление мер социальной поддержки наиболее уязвимым группам населения, участникам специальной военной операции и их семьям; осуществление в полном объеме выплат по оплате труда с начислениями, взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения; применение механизмов эффективного расходования бюджетных средств, оптимизации и переформатирования расходов областного бюджета, создания резерва для обеспечения приоритетных и непредвиденных расходов областного бюджета, включая средства на обеспечение мероприятий, связанных с проведением специальной военной операции, а также проведение взвешенной долговой политики в части ограничения привлечения рыночных кредитных заимствований.

Как отмечено в заключении КСП Ростовской области, областной бюджет сформирован на основании прогноза социально-экономического развития региона на 2025-2027 годы, который был представлен в Палату одновременно с законопроектом.

В ходе подготовки заключения Палатой был проведен анализ реалистичности прогнозирования, в том числе с учетом предшествующих трех лет. В целом, прогноз отвечает принципу достоверности бюджета, определенному статьей 37 Бюджетного кодекса

Российской Федерации, означающему надежность показателей прогноза социально-экономического развития территории.

Вместе с законопроектом представлены расчеты формирования доходной части областного бюджета, которые подтверждают предложенные проектировки.

Плановые значения доходной части бюджета могут быть достигнуты при реализации основных направлений налоговой политики Ростовской области в 2025-2027 годах. Ее стратегическим ориентиром является стабильность, предсказуемость налогового законодательства, создание справедливых конкурентных условий для развития экономики. Областной бюджет по доходам реален к исполнению при условии достижения результатов, определенных базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2025-2027 годы.

Проект расходной части областного бюджета сформирован в программном формате, при этом структура государственных программ полностью изменена: четко разграничены расходы на проектную деятельность в рамках региональных проектов, встроенных в программы, и процессную деятельность, направленную на решение текущих задач социально-экономического развития.

В целом на реализацию 23 государственных программ в 2025 году предполагается направить более 90% расходов областного бюджета. Такой подход к планированию бюджетных расходов обеспечивает их прозрачность и существенно расширяет возможности контроля дальнейшего эффективного и результативного их использования.

Расходная часть бюджета ориентирована на достижение национальных целей развития и стратегических задач Ростовской области. Основным инструментом здесь выступают региональные проекты. В 2025 году в Ростовской области финансовое обеспечение проектной части государственных программ предусматривается по 44 региональным проектам, в том числе по 20 региональным проектам, направленным на реализацию национальных целей развития, и по 24 иным региональным проектам, направленным на социально-экономическое развитие Ростовской области.

Анализ Палатой представленного законопроекта в части государственного долга свидетельствует о проведении взвешенной долговой политики и соблюдении требований и ограничений, установленных бюджетным законодательством. Ростовская область находится в числе регионов с высоким уровнем долговой устойчивости и входит в число субъектов Российской Федерации с низкой долговой нагрузкой на одного жителя региона.

Проект областного бюджета, представляемый к первому чтению, соответствует всем требованиям бюджетного законодательства. При его исполнении необходимо обеспечить полноту поступления запланированных доходов и освоения бюджетных ассигнований, экономное и эффективное расходование средств.

По мнению Коллегии Палаты, законопроект может быть рекомендован к рассмотрению в первом чтении.

Назад