
20 мая в Законодательном Собрании Ростовской области состоялись публичные слушания по проекту областного закона «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2024 год».
Депутаты, члены областного Правительства, представители муниципальных образований и общественных организаций заслушали отчет, представленный министерством финансов Ростовской области, а также доклады руководителей региональных министерств по отраслевым направлениям отчета.
В соответствии с бюджетным законодательством годовой отчет об исполнении бюджета перед проведением публичных слушаний был рассмотрен Контрольно-счетной палатой Ростовской области.
От лица Палаты участие в публичных слушаниях приняли: заместитель председателя КСП Ростовской области Л.В. Андреев и аудиторы Н.А. Калашникова, Д.А. Бирюков, Ю.С. Кузьминов.
Председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области В.И. Хрипун выступил содокладчиком первого заместителя министра финансов Ростовской области Л.А. Аношиной.
Председателем было отмечено, что Палатой проведены внешние проверки бюджетной отчетности 37 главных администраторов бюджетных средств – органов государственной власти Ростовской области. Результаты проверок учтены при подготовке заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
Информационной базой подготовки заключения также стали: результаты проверок, которые были проведены Палатой в отчетном году в части средств областного бюджета 2024 года; анализ хода исполнения областного бюджета, осуществляемый Палатой на основании ежеквартальной информации Правительства Ростовской области; информация о предварительных итогах социально-экономического развития Ростовской области в 2024 году; Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Ростовской области на плановый период 2024-2026 годов, а также дополнительная информация отдельных главных администраторов бюджетных средств.
С учетом полученных данных подготовлено, утверждено коллегией Палаты и направлено в Законодательное Собрание и врио Губернатора Ростовской области заключение на отчет об исполнении бюджета за 2024 год.
По словам В.И. Хрипуна, в ходе подготовки заключения Палатой проведен анализ результатов внешних проверок, который свидетельствует, что исполнение областного бюджета в 2024 году, в целом, соответствовало требованиям действующего законодательства. Разработанная нормативная база обеспечивала процесс исполнения областного бюджета, контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств.
Главными администраторами бюджетных средств выполнены основные требования нормативных правовых актов. Соблюдены порядок составления и сроки предоставления бюджетной отчетности.
«За счет наращивания собственной доходной базы доля дотаций из федерального бюджета в собственных доходах консолидированного бюджета Ростовской области в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 10%. Соответствующие показатели подтверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2024 года № 494, согласно которому Ростовская область не входит в список регионов, у которых данный бюджетный параметр превышен», - отметил председатель Палаты.
Как было подчеркнуто в докладе В.И. Хрипуна, анализ изменения законодательно утвержденных годовых плановых назначений областного бюджета показал, что первоначально запланированные доходы областного бюджета были увеличены на 13 млрд. 509 млн. 250,7 тыс. рублей, расходы – на 26 млрд. 59 млн. 548,8 тыс. рублей, или соответственно на 4,1% и 7,7% к первоначальному плану. При этом запланированный дефицит увеличился на 12 млрд. 550 млн. 298,1 тыс. рублей и составил 21 млрд. 783 млн. 710,9 тыс. рублей, или 8,1% к объему доходов областного бюджета за минусом безвозмездных поступлений, что не превысило норму – 15%, установленную пунктом 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вся сумма дефицита бюджета при его уточнении обеспечена источниками финансирования полностью. «Областной бюджет в 2024 году исполнен по доходам в сумме 328,3 млрд. рублей, или 96,3% к плановым назначениям и по расходам в сумме 344,6 млрд. рублей, или на 97,6% к плану. По сравнению с 2023 годом в 2024 году поступление средств в доходную часть областного бюджета уменьшилось на 4,1%, расходы исполнены с ростом на 4,7 процента. Поступление налоговых и неналоговых доходов увеличилось на 3,9 процента. Объем безвозмездных поступлений снизился на 27,7 процента», - констатировал председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области.
Как и в предыдущие годы, областной бюджет в 2024 году был сформирован в программной структуре расходов, удельный вес которых составил 91,1%.
Наибольшая доля – 72,8% приходилась на «социальные» программы. В основном это государственные программы, направленные на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальную поддержку и социальное обслуживание населения области, молодежную политику, обеспечение населения области жильем.
Более 17% расходов областного бюджета, исполненных в рамках государственных программ, составили расходы, направленные на развитие коммунальной и транспортной инфраструктуры, включая развитие инфраструктуры в сельских территориях, на формирование современной городской среды, а также на развитие информационно-телекоммуникационной среды.
В целом исполнение государственных программ Ростовской области в 2024 году характеризуется высоким уровнем – 98,4% от плана (313,8 млрд. рублей).
Также председателем Палаты было отмечено, что в Ростовской области в 2024 году продолжилась реализация 13 национальных проектов, разработанных Правительством Российской Федерации. Наибольший удельный вес приходился на региональные проекты, входящие в нацпроекты: «Безопасные качественные дороги» – 27,9%, «Жилье и городская среда» – 20,5%, «Здравоохранение» – 17%, «Образование» – 11,4%, «Экология» – 10,6%.
Для достижения целей и показателей национальных и федеральных проектов на территории Ростовской области в 2024 году осуществлялась реализация 47 региональных проектов. Бюджетные назначения были установлены по 41 региональному проекту.
Расходы на реализацию региональных проектов исполнены в сумме 22 млрд. 51,1 млн. рублей, или 95,2% годового показателя сводной росписи с изменениями. На высоком уровне (свыше 95,2%) исполнены расходы по 33 региональным проектам. По 7 региональным проектам уровень исполнения расходов сложился ниже общего уровня, в диапазоне от 8,8% до 92,3%.
Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета по состоянию на 1 января 2025 года отсутствовала.
Фактический объем государственного долга Ростовской области на 1 января 2025 года не превысил ограничение, установленное пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации (согласно которому предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).
«Итоги контрольных мероприятий Палаты, в целом подтверждают правомерное расходование средств областного бюджета 2024 года. По выявленным Палатой фактам нарушений и недостатков приняты необходимые меры для их устранения и недопущения в дальнейшей работе. Результаты контрольных мероприятий и проведенной работы по устранению нарушений отражены в годовом отчете Палаты, представленном в феврале 2025 года Законодательному Собранию Ростовской области. С учетом вышеизложенного отчет об исполнении областного бюджета за 2024 год может быть рекомендован к рассмотрению и утверждению Законодательным Собранием», - подытожил В.И. Хрипун.
Всего в публичных слушаниях приняло участие более 300 человек. Вопросы и предложения, поступившие в ходе мероприятия и после его завершения, будут проанализированы рабочей группой и учтены в итоговой редакции рекомендаций публичных слушаний по проекту областного закона «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2024 год», который планируется рассмотреть на ближайшем заседании Законодательного Собрания Ростовской области.