На совещание в Ростов-на-Дону съехались руководители контрольно-счетных органов субъектов Южного федерального округа
15.09.2005
pi1_ENLARGE-1.jpgСделать муниципальные бюджеты прозрачнее В условиях муниципальной реформы важно наладить эффективное распоряжение финансовыми и материальными ресурсами местного самоуправления. Государство должно помочь гражданам и избранным ими представительным органам местного самоуправления организовать эффективный, профессиональный внешний контроль. Такой была главная мысль всех выступлений на совещании, которое прошло в Ростове-на-Дону 10 сентября. Съехавшиеся в этот день в донскую столицу руководители контрольно-счетных органов субъектов Южного федерального округа обсуждали проблемы финансового контроля в условиях реформы местного самоуправления.             От имени полномочного представителя президента в Южном федеральном округе участников совещании поприветствовал помощник полпреда Сергей Сучков. Со следующего года впервые межбюджетные отношения будут организованы на уровне «район – поселение» и «поселение – район», включая дотирование поселения районом, а также возможность передачи друг другу полномочий и соответствующей субвенции. Дело это новое, а потому – непростое.              
О работе, проводимой на Дону в рамках реформы местного самоуправления, участников совещания проинформировал замминистра финансов области Валерий Бородулин. Областной минфин уже предпринял меры для усиления контроля за обеспечением надлежащего бюджетного процесса и сбалансированностью бюджетов. К 1 января 2005 года были ликвидированы просроченные долги областного и местного бюджетов. Еще в 2004 году статус главных распорядителей бюджетных средств был придан всем сельским и поселковым администрациям. С 2006 года каждое из вновь созданных муниципальных образований: городской округ, муниципальный район, городское и сельское поселение – будет иметь собственный бюджет, доходы и расходные полномочия.              По мнению заместителя председателя Счетной палаты РФ Александра Семиколенных, для создания на муниципальном уровне эффективной системы контроля необходимо внести поправки в Бюджетный кодекс и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающие обязательность проведения внешнего контроля за муниципальными ресурсами. Для этого следует, не нарушая самостоятельности муниципалитетов, наделить Счетную палату России и контрольно-счетные органы субъектов соответствующими полномочиями. Предлагается также включить в Бюджетный кодекс положения о том, что проекты местных бюджетов должны утверждаться на основе данных о результативности и эффективности бюджетных расходов, то есть с использованием метода бюджетирования по результатам.    В Ростовской области пакет предложений по внесению поправок в областное бюджетное законодательство уже подготовлен, сообщил председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области Валерий Хрипун. Суть этих предложений заключается, прежде всего, в изменении походов к проведению контроля в муниципальных образованиях. Если раньше областная Контрольно-счетная палата проводила комплексные проверки бюджетов муниципалитетов, то с января 2006 года, заходя с проверкой в муниципальное образование, КСП должна будет проверять соблюдение органом местного самоуправления бюджетного законодательства, дополнительных условий предоставления межбюджетных трансфертов. Периодичность таких проверок – один раз в два года.              Как отметил Валерий Хрипун, уже сейчас понятно, что для обеспечения качественного внешнего контроля в подавляющем большинстве муниципалитетов нет ресурсов: ни финансовых, ни кадровых, ни методических. Поэтому основная нагрузка по контролю за исполнением муниципальных бюджетов ляжет на областную Контрольно-счетную палату. Проблему охвата всех муниципальных образований и главных распорядителей средств областного бюджета проверками предполагается решить уже в этом году путем увеличения штатной численности палаты.
Руководители контрольно-счетных органов субъектов ЮФО поддержали предложения Александра Семиколенных о необходимости внесения изменений в Бюджетный кодекс.

Назад