Практические вопросы применения законодательства об административной ответственности обсудили за «круглым столом» представители региональных контрольно-счетных органов России
03.07.2014

Практика и проблемы применения законодательства об административной ответственности в условиях реализации новых положений Бюджетного кодекса России стали предметом обсуждения на «круглом столе», который состоялся 3 июля в Ростове-на-Дону. Для участия в совещании в донскую столицу прибыла делегация Счетной палаты Российской Федерации во главе с Аудитором Палаты Сергеем Николаевичем Мовчаном. В состав делегации также вошли руководители НИИ Счетной палаты РФ, главы и представители контрольно-счетных органов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, Республики Крым, специалисты по правовой и экспертно-аналитической работе КСО Республики Татарстан, Хабаровского края, Тюменской области и Республики Саха. География участников встречи насчитывала 19 регионов страны.

В работе «круглого стола» приняли участие: заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Владимир Николаевич Гурба; Аудитор Счетной палаты РФ Сергей Николаевич Мовчан; Вице-губернатор Ростовской области Сергей Иванович Горбань; первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Андрей Владимирович Харченко; Директор Департамента организации и обеспечения внешних связей Счетной палаты РФ Николай Владимирович Парузин; Заместитель директора НИИ Счетной палаты РФ Наталья Владимировна Бандурина.

Открывая заседание, председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области, член Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ Валерий Иванович Хрипун отметил, что тема круглого стола создает новые возможности для выработки общих подходов повышения эффективности внешнего государственного финансового контроля.

В своих выступлениях участники «круглого стола» отмечали, что некоторые статьи предыдущей редакции Бюджетного кодекса РФ, посвященные ответственности за нарушения бюджетного законодательства, не отличались необходимой конкретикой. Кроме того, имела место несогласованность Бюджетного Кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Все это негативно сказывалось на практике привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Однако с тех пор, как 23 июля 2013 года в стране был принят закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», правовое регулирование бюджетных отношений вышло на новый этап своего развития. Принятие закона послужило стимулом к выработке принципиально новых подходов к применению мер ответственности за его нарушение.

Так, законодателем было введено само понятие «бюджетное нарушение», установлены его виды. Претерпел качественные изменения и дополнения и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: введено 16 новых составов правонарушений в бюджетной сфере, например, «Нарушение условий предоставления бюджетного кредита», «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов» и т.д.

В соответствии с изменениями в федеральном законодательстве, существенно расширились полномочия региональных контрольно-счетных органов. В текущем году перед государственными финансовыми контролерами субъектов Российской Федерации поставлены новые задачи. Они получили право составлять протоколы по нарушениям целого ряда статей Кодекса об административных правонарушениях. И ответственность, предусмотренная за эти правонарушения, достаточно серьезная. Так, за нецелевое использование бюджетных средств на должностных лиц накладывается штраф в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей. А за некоторые нарушения предусмотрена административная ответственность и юридических лиц.

В завершение «круглого стола» его участники пришли к выводу, что, несмотря на существенные подвижки в законодательном регулировании, административные нормы применения мер ответственности в бюджетной сфере требуют наработки необходимой практики. В перспективе это должно способствовать повышению бюджетной дисциплины и проведению эффективной бюджетной политики в государстве в целом.

Назад