Валерий ХРИПУН: Бюджетные средства должны работать эффективно
02.03.2012

Постановлением областного Законодательного Собрания, на новый срок полномочий председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области назначен действующий руководитель Палаты Валерий Хрипун. Кандидатуру Валерия Ивановича Хрипуна внесли Губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев и Председатель областного Законодательного Собрания Виктор Ефимович Дерябкин. За это решение присутствующие на заседании Законодательного Собрания депутаты проголосовали единогласно. Возглавлять Палату Валерий Хрипун будет следующие 5 лет. Корреспондент «Молота» встретился с Валерием Ивановичем и задал ему несколько вопросов.

СПРАВКА «Молота»

Валерий Иванович Хрипун является председателем Контрольно-счетной палаты Ростовской области с 20 марта 2002 года, имеет ученую степень кандидата экономических наук, его труд отмечен рядом высоких государственных наград. В 2005 году Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина Валерий Иванович награжден Орденом Дружбы, а в 2010 году Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева - Орденом Почета. В.И. Хрипун также удостоен медали «За укрепление финансового контроля в России», знака отличия «За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой РФ», Почетных грамот губернатора Ростовской области, Законодательного собрания Ростовской области, Ассоциации контрольно-счетных органов России, а также диплома I степени «Лучший финансовый контролер России». С 2002 года В.И. Хрипун – председатель отделения Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в Южном федеральном округе, член Президиума Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР). На этом же заседании областного Законодательного собрания были утверждены аудиторы Контрольно-счетной палаты Ростовской области, чьи кандидатуры были ранее внесены на рассмотрение депутатов председателем Палаты В.И. Хрипуном, по согласованию с губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым и председателем Законодательного собрания Ростовской области В.Е. Дерябкиным.

На должность аудитора «Направления по контролю расходов областного бюджета на образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру и спорт, средства массовой информации» назначена Марина Федоровна Костюченко, возглавляющая данное направление.

На должность аудитора «Направления по контролю расходов областного бюджета на национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, а также межбюджетных трансфертов на капитальное строительство, реконструкцию, капитальный ремонт» назначен Игорь Владимирович Галушкин, занимающий должность заместителя руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе. Официально к исполнению возложенных на него полномочий И.В. Галушкин приступит с 20 марта.

- Валерий Иванович, в марте этого года Контрольно-счетной палате области исполняется 10 лет. Вы возглавляете ее со дня основания, расскажите, с чем ваш коллектив встретил юбилейный год?

- В феврале этого года Палата представила Законодательному Собранию области отчет о работе в 2011 году. Палатой проверено бюджетных средств на сумму свыше 68 млрд. рублей, около тысячи объектов подверглось проверкам. По итогам наших проверок в консолидированный бюджет Ростовской области перечислено 307,0 млн. рублей, выполнены подрядные работы на сумму 45,0 млн. рублей, сокращена кредиторская задолженность по бюджетным обязательствам на 6,2 млн. рублей. Уменьшены лимиты на 17,9 млн. рублей. Находятся на реализации иски в Арбитражный суд Ростовской области, претензии о взыскании задолженности по арендной плате, об уплате штрафов и пени на общую сумму 1599,0 млн. рублей.

Применены меры дисциплинарного характера, такие как предупреждение, выговор, лишение премии и увольнение, к 900 ответственным работникам проверенных организаций. К административной ответственности привлечены 73 должностных лица. Возбуждено 3 уголовных дела.

Была обеспечена законодательно установленная периодичность проверок муниципальных образований и главных распорядителей средств областного бюджета. Контролировалось использование областной и муниципальной собственности, земельных ресурсов, бюджетных средств на реализацию областных целевых программ, на строительство и капитальный ремонт социальных объектов. Результаты этой работы регулярно освещались в СМИ. Хочу также подчеркнуть, что материалы о нашей деятельности размещались в информационном бюллетене и на сайте Палаты.

Скажу, что в прошедшем году принят новый закон «О Контрольно-счетной палате Ростовской области». В нем появился в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» целый ряд новаций. Вместе с тем, учтен опыт предыдущих лет, в частности, мы сохранили сложившиеся подходы к формированию плана работы на год. В 4-м квартале 2011 года палатой была проведена работа по анализу рисков финансовых нарушений на основе проведенных проверок. Были учтены поступившие предложения комитетов Законодательного Собрания области, а также областного Правительства. Таким образом, план работы на 2012 год сформирован в полном соответствии с новым законом. В установленном порядке он рассмотрен коллегией Контрольно-счетной палаты Ростовской области и утвержден председателем палаты 29 декабря 2011 года.

- Каковы особенности нового плана работы палаты? Какие задачи стоят перед возглавляемым вами учреждением в нынешнем году?

- Палате предстоит в тесном взаимодействии с Законодательным собранием и правительством активно участвовать в реализации задач, которые стоят перед Ростовской областью. Сегодня мы работаем в условиях реализации нового закона о Контрольно-счетной палате, новых подходов при взаимодействии с законодательной и исполнительной властью. Закон наделил Палату необходимой компетенцией для осуществления системного внешнего аудита. Основная наша задача: не только контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств, но и востребованность результатов проверок, как при принятии управленческих решений, так и в законотворческом процессе. Основные направления нашей деятельности определены новым законом. Среди приоритетов – вопросы реализации межбюджетных отношений.

- Пожалуйста, подробнее о работе в нынешнем году с местными бюджетами, у которых за последнее время появились новые полномочия.

- Если говорить о контроле местных бюджетов, то его целью должно являться не только укрепление финансовой дисциплины, но и выявление точек роста для развития территорий, стимулов для укрепления собственной доходной базы местных бюджетов. Это тем более важно в условиях децентрализации полномочий между уровнями власти, прежде всего в пользу муниципального уровня, включая вопросы соответствующей корректировки национальной налоговой системы и принципов межбюджетных отношений.

- В области и муниципальных образованиях сегодня реализуется много целевых программ. Как КСП будет содействовать их выполнению?

- Это еще одно направление нашей деятельности - контроль реализации целевых программ в условиях бюджетирования, ориентированного на результат. Не только целевого, но прежде всего результативного использования бюджетных средств на их реализацию. Это же относится и к контролю за реализацией федеральных проектов: модернизация здравоохранения, образования, коммунальной инфраструктуры и других социальных программ. И здесь важно объединение усилий со Счетной палатой Российской Федерации для контроля за реализацией федеральных целевых программ, в рамках которых выделяются бюджетные средства на развитие Ростовской области.

- Валерий Иванович, а какие из комплекса решаемых вашей службой задач вы бы отметили особо?

- В качестве одной из важнейших задач на федеральном уровне поставлена задача усиления контроля финансирования коммунального комплекса и формирования тарифов. В прошлом году мы проверили целевое и эффективное использование средств, предусмотренных на капитальный ремонт и строительство (реконструкцию) при формировании тарифа на электрическую энергию. В этом году работа будет продолжена. Мы проанализируем формирование тарифов в сфере снабжения потребителей тепловой энергией. Также важнейшим участком работы считаем стимулирование инвестиционной активности как одно из направлений, определенных Губернатором области. Сейчас, например, проводится аудит эффективности распоряжения, использования и продажи земельных участков, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов. Необходимо продолжить осуществление контроля в сфере государственных закупок, учитывая предстоящий переход к федеральной контрактной системе. Важным элементом работы органа внешнего финансового контроля является участие в реализации антикоррупционной политики региона. Это еще одно важное направление деятельности Палаты.

- Видимо, столь многогранная деятельность требует и новых подходов к работе?

- Решение перечисленных задач невозможно без применения современных методов контроля. Они должны быть основаны на применении системы международных и российских стандартов внешнего государственного финансового контроля. В ближайшие годы основными должны стать такие методы как стратегический аудит целеполагания и ресурсного обеспечения целевых программ, мониторинг хода реализации целевых программ с применением автоматизированного программного обеспечения, позволяющего осуществлять оценку хода реализации программ в разрезе направлений, сроков и объемов финансирования. И, безусловно, аудит эффективности как метод, позволяющий оценить достижение результата, достижение экономического и социального эффекта при расходовании средств бюджета. Мы понимаем, что именно такие подходы позволят нам обеспечить действенный контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, востребованность результатов наших проверок как с точки зрения принятия губернатором области управленческих решений, так и с точки зрения совершенствования законодательной базы региона.

- Пожалуйста, несколько слов о, так сказать, статистике предстоящих в 2012 году проверок.

- Проверками планируется охватить 157 муниципальных образований (15 муниципальных районов, 4 городских округа и 138 городских и сельских поселений), а также 18 областных министерств и ведомств. В соответствии с законодательством намечено проведение внешних проверок годовой бюджетной отчетности всех 42 главных распорядителей средств областного бюджета, а также проверок годовых отчетов об исполнении местных бюджетов муниципальных образований, в число которых включены 21 район и 35 поселений. Будет проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Запланировано также проведение 16 тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

- Валерий Иванович, понятно, что в рамках одной беседы невозможно охватить тот огромный объем работы, который предстоит выполнить палате, и мы еще не раз на протяжении года обратимся к этой теме. В заключение скажите, какие мероприятия внутри ведомства призваны обеспечить успешное выполнение намеченного?

- Сегодня в Палате работают специалисты, имеющие большой опыт в сфере государственного финансового контроля. Постоянное внимание уделяется повышению квалификации и профессиональной подготовке, сотрудников Палаты. Важную роль играет возможность обмена опытом с коллегами из Счетной палаты России и региональных палат. Для этого, к примеру, в апреле текущего года планируется провести круглый стол по «Проблемам организации контроля эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации» (в рамках отделений Ассоциации контрольно-счетных органов в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах) с участием Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Председателя Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации Сергея Вадимовича Степашина. И, конечно, для безусловного исполнения намеченных мероприятий планом работы Палаты предусмотрено методическое, информационное, кадровое и техническое обеспечение деятельности Палаты, направленное на совершенствование форм и методов контроля, способствующее повышению его эффективности и обеспечению гласности в работе как одного из факторов предупреждения и профилактики правонарушений в бюджетной сфере.

Записал Вячеслав КАБАРГИН

Назад