Главная проблема Ростовской области - это ТагАЗ
15.05.2012

Сергей Степашин, председатель Контрольно-счетной палаты РФ в рамках круглого стола руководителей контрольно-счетных органов России и Украины, рассказал ростовским журналистам, чем аудиторы палаты будут заниматься в Ростовской области в ближайшее время, зачем регионам так много муниципалитетов и почему нельзя банкротить «ТагАЗ».

В рамках круглого стола, прошедшего в Ростовском общественном собрании 10 мая, в обсуждении проблем эффективности бюджетных расходов принимали участие губернатор Ростовской области Василий Голубев, руководители счетных палат Цен¬трального, Дальневосточного, Сибирского, Приволжского и других региональных и муниципальных контрольно-счетных органов России и Украины. По словам Сергея Степашина, около 75% всех доходов страны сконцентрированы на территории 26 регионов. На долю бюджета Москвы приходится более 30% всех доходов РФ. Это говорит о несовершенстве бюджетного законодательства и о том, что на местном уровне так и не решены проблемы эффективности управления бюджетными ресурсами.

Чему регионы так и не научились?
- В регионах так и не разработан план поэтапной отмены предусмотренных Федеральным законодательством налоговых льгот. Это, кстати, была бы существенная прибавка для местных бюджетов.
Но главное - региональные и местные власти привыкли строить общение с федеральным центром по принципу «кому больше удастся получить дотаций». Программное же бюджетирование применяется слабо. В структуре консолидированных бюджетов по-прежнему основную часть, около 40%, занимают текущие расходы. Более 27% - оплата труда. На долю расходов «на развитие» приходится менее 19%. Только в 24 регионах более половины расходов распределяются по программам.

То есть жить на дотации уже становится привычкой?
- В ряде регионов, особенно в Северокавказском округе, подавляющая часть бюджетных расходов до сих пор проводится вне рамок программ развития и без показателей их результативности. Я не хочу сказать, что деньги уходят в черную дыру, но проблем, поверьте мне, много. Проблем, которые дают социальные и иные последствия. И, наконец, сам факт наличия в настоящее время во всех субъектах РФ независимых органов госфинконтроля и активное формирование финансового контроля на муниципальном уровне дают право требовать с этих органов, так сказать, надлежащее выполнение их обязанностей.

Можете назвать примеры, когда региональные счетные палаты, скажем так, не ведут себя независимо?
- В Тульской области были выявлены очень серьезные финансовые нарушения, в том числе Счетной палатой РФ и генеральной прокуратурой. Выявлены после назначения нового губернатора. И он задал вполне справедливый вопрос местной счетной палате: «А вы-то где были? Вы что, не знали ничего?» Область маленькая, там все все друг о друге знают. Руководитель палаты, кстати, бывший сотрудник ФСБ. Поэтому, я считаю, что дружба дружбой, а надо отрабатывать свой хлеб. Хватит лежать под корягой. Должна быть видна результативность. Когда мы выявляем нарушения, а последствий, что называется, не наступает, тогда возникает вопрос: в чем тогда смысл нашей деятельности?
У Счетной палаты РФ вопросов по взаимодействию с правоохранительными органами не возникает, мы работаем в тесном тандеме. А вот на уровне региональных и муниципальных палат ситуация сложнее. Не всем удается наладить конструктивное взаимодействие с силовыми структурами. Тут нам есть над чем поработать. В Ростовской области, должен сказать, сотрудничество региональной счетной палаты с правоохранительными органами налажено хорошо.

Какие в этом году задачи региональных счетных палат можно назвать приоритетными?
- Приоритетом, несомненно, должны стать эффективность бюджетных расходов и качество управления финансовыми ресурсами. Именно качество управления. И президент, и премьер-министр говорят об этом из года в год. Никакой инновации и мо¬дернизации не будет, если не будет качественного управления финансами. Больше всего проблем все-таки на муниципальном уровне. Муниципалитетов насоздавали много. Давайте откровенно говорить: передали много полномочий, финансово не подкрепленных, налоговые поступления не до конца отрегулированы.
Обратите внимание, президент издал 11 распоряжений о межбюджетных отношениях. И без местных палат мы здесь не справимся. По итогам ежегодного рейтинга качества управления региональными финансами Минфина, практически все регионы Северо-Кавказского округа относятся к группе с низким качеством управления бюджетными ресурсами. Что же касается Южного округа, то здесь ситуация лучше, но, конечно, далека от идеальной.

Значит, ростовской палате есть еще над чем работать?
- В Ростове у нас два главных вопроса. В ближайшие 2-3 года будут выделены большие бюджетные средства на обеспечение жильем офицеров. Все-таки Ростов-на-Дону - это штаб-квартира и столица Южного военного округа. И, чтобы избежать тех ошибок, которые были допущены в других регионах, когда при выделении жилья сроки пе-реносились (сначала 2010 г., потом 2012 г., потом 2013 г., теперь вот уже 2014), мы вместе будем следить за расходованием выделенных денег.
И главная проблема - это «ТагАЗ». Вы знаете, в свое время Счетная палата обратилась к Владимиру Владимировичу Путину, когда он был еще премьер-министром. Был выделен кредит. Однако Василий Юрьевич (губернатор Ростовской области. - ред.) меня проинформировал, что ситуация там тяжелая. А на предприятии работают почти 5 тысяч жителей региона. По всей видимости, нужно принимать решение, и не только связанное с кредитом, но и с формой собственности, и с эффективностью управленческого аппарата.

Журнал «Деловой квартал» № 10 (203) от 15.05.2012г.
Надежда Мартова

Назад