Нам важно знать, что каждый рубль потрачен эффективно
23.04.2009
Кризис требует новых подходов к учету и контролю бюджетных средств, считает Председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области Валерий Иванович ХРИПУН:
– Именно так был поставлен вопрос на недавней 13-й конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР). Мероприятие это, проходившее в режиме видеоконференции, собрало широкую аудиторию. Участники согласились с основным посылом выступления председателя Счетной палаты России Сергея Вадимовича Степашина: работать в прежнем, докризисном режиме, сегодня нельзя.
А в чем же разница? На какие вопросы сегодня переносятся акценты?
– Устоявшейся классической схемы, согласно которой сотрудники Контрольно-счетной палаты проверяли состояние финансовой дисциплины, что называется, по факту, сегодня оказывается недостаточно. Вчера схема еще работала, а сегодня важно не только выявить финансовые нарушения, но и постараться предупредить их. Требуются более оперативные действия. То есть речь идет уже не просто о последующем финансовом контроле, до сих пор бывшем главным делом контрольно-счетных органов. Возрастает роль двух других составляющих нашей работы – текущего и предварительного контроля. В конце концов, чем раньше мы выявим нарушение, тем быстрее можно будет устранить его последствия, минимизировав возможный вред. Ну, а если поставить целью не допустить нецелевого расходования средств еще на этапе заключения контрактов или на стадии приема бюджетных обязательств, значит, можно избежать финансовых потерь в принципе. Ясно, что это куда эффективнее, чем просто фиксировать факт нарушения и пытаться потом возвращать растраченные деньги. На эту простую, в общем, мысль нацеливает разработанная правительством программа антикризисных мер…
На Дону Контрольно-счетная палата активно включилась в работу областной комиссии по обеспечению устойчивого социально-экономического развития. Если не ошибаюсь, у нас она была создана в числе первых…
–Да, уже осенью прошлого года комиссия приступила к работе. Причем хочу заметить, что далеко не во всех подобных региональных комиссиях участвуют контрольно-счетные палаты. А уже в начале этого года мы по поручению губернатора провели целую серию масштабных контрольных мероприятий по проверке достоверности текущей кредиторской задолженности на инвестиционные цели.
И каковы результаты?
–Проверки по инвестиционным расходам областного бюджета за 2008 год, заявленной министерству финансов области, была организована по двум направлениям: инвестиционная составляющая расходов главных распорядителей средств областного бюджета и средств софинансирования социальных социальных расходов. Мы проверили 12 самых крупных главных распорядителей бюджетных средств, чья доля в областном бюджете превышает 60%, 11 муниципальных образований, каждое из которых заявило задолженность 10 и более миллионов рублей, а также в ходе комплексных проверок – еще 6 муниципалитетов. Из заявленной задолженности на конец отчетного года было охвачено нашими проверками 390 миллионов рублей, или 54%, на муниципальном - 287 миллионов рублей, или 50% заявленной задолженности.
«Кредиторку», конечно, завышали?
–Были установлены факты, когда указанные в заявках на оплату объемы работ оказались не выполнены в полном объеме. На ряде объектов, что называется, еще работать и работать, а по бумагам все они проходили как завершенные и подлежащие оплате. Но какая же это кредиторская задолженность? Откровенное авансирование подрядчиков.
В общем-то, распространенная практика…
–Абсолютно порочная, незаконная, а, тем более, в нынешней ситуации, абсолютно недопустимая. Не надо путать авансы с долгами. Вольно это делается или невольно – но это нарушение финансовой дисциплины. И не стоит надеяться на то, что, пока бумаги пройдут по всему кругу, пока поступят деньги, «авось мы к этому времени и работы все закончим».Никаких иллюзий по этому поводу питать не стоит! Мы намерены жестко контролировать расчеты только по реально выполненным работам. Что касается результатов проведенных нами проверок, реакция губернатора была оперативной и жесткой. Было принято решение о расчетах по кредиторской задолженности только после проверок ее достоверности. Помимо финансовых санкций, примененных к виновным должностным лицам, органы внутриведомственного контроля получили указание организовать уже не выборочный, а сплошной контроль с целью проверки подтверждения всего объема заявленной кредиторской задолженности. По результатам проверок были приняты меры по исключению из реестра расчетов сумм неподтвержденной задолженности. Таким образом, попросту было упреждено нанесение ущерба бюджету. И не только: в большинстве случаев по нашим представлениям были выполнены работы, осуществлена поставка оборудования и т.п. Позиция областной власти в нынешней ситуации такова: свои обязательства бюджет выполнять, безусловно, будет. Но только там, где эти обязательства четко подтверждены. Где есть стопроцентная уверенность в достоверности представляемых ведомствами и муниципалитетами данных. А чтобы обеспечить такую уверенность, мы намерены действовать с упреждением, активно развивая практику текущего и предварительного контроля. Только так можно будет добиться экономии и оптимизации бюджетных ресурсов в условиях их нехватки. Тем самым мы сможем реализовать одно из важных направлений обсуждаемой сейчас антикризисной программы правительства.
Но только ли этим исчерпывается антикризисная направленность в сегодняшней работе Контрольно-счетной палаты?
–Нет, конечно. И новые ресурсы искать надо, и резервы бюджетов всех уровней мобилизовать. В случае региональных и местных бюджетов это, в первую очередь, относится к эффективности использования имущества, земли и другой государственной и муниципальной собственности. Ну, и, помимо всего прочего, то, как на местах ведется поиск резервов, обеспечивающих дополнительные поступления в бюджет, свидетельствует о степени экономической самостоятельности муниципалитетов. Что в нынешних условиях имеет принципиальный характер.
Ясно, что сегодня просто констатировать факты финансовых нарушений при использовании бюджетных средств мало…
–Работа наша всегда носила комплексный характер. А в условиях заметного ограничения финансовых ресурсов разнонаправленность деятельности Палаты – это уже требование времени. Возникает настоятельная необходимость бороться также и с бесхозяйственностью, добиваться наиболее выгодного и рационального распределения финансов. Вот не так давно во время проверки в одном из муниципальных образований нам представили документацию по реконструкции клуба. Показали и сам объект. Можно было бы только порадоваться, если бы в селе уже были решены ключевые вопросы жизнеобеспечения. Увы, этого пока нет, и в этих условиях реконструкция клуба за 7 миллионов рублей для населенного пункта с 350 жителями хоть и является делом хорошим, но пока, наверное, не первоочередным. Повторю: такая постановка вопроса обусловлена финансово-экономической ситуацией. Объемы инвестиций сегодня заметно сократились, а значит особенно важно знать, что каждый потраченный рубль использован эффективно и с максимальной отдачей. Деньги – и, прежде всего, бюджетные средства – надо концентрировать на главных направлениях, и Контрольно-счетная палата области будет следить за этим с удвоенной активностью.
А какова в целом результативность работы палаты в текущем году?
–В первом квартале по результатам проведенных проверок во исполнение представлений палаты, для устранения выявленных нарушений, возмещено в областной бюджет около 6 миллионов рублей. Выполнены предусмотренные договорами объемы работ и представлены подтверждающие документы на общую сумму свыше 18,6 миллионов рублей. С учетом усиления ведомственного контроля, уменьшена кредиторская задолженность по бюджетным обязательствам 2008 года в целом на 150 миллионов рублей. Приняты и другие меры. Издано 175 нормативных актов, которые направлены на недопущение нарушений в дальнейшем. Привлечено к административной ответственности с уплатой штрафов 18 должностных лиц, к дисциплинарной – 154 человека.
И последний вопрос: каковы ближайшие планы палаты?
–Мы продолжим комплексные проверки муниципальных образований, согласно плану палаты. Во втором квартале мы будем работать в 10 территориях области, в том числе, Сальском, Песчанокопском, Целинском, Цимлянском, Родионово-Несветайском районах и ряде других. Помимо этого, нашими комплексными проверками будут охвачены главные распорядители бюджетных средств: минтруда, минспорта, департамент по казачеству. В ходе этих контрольных мероприятий мы будем рассматривать вопросы, определенные планом проверок, а также те, необходимость которых диктует время. В первую очередь, достоверности кредиторской задолженности, контроля за выплатой зарплаты, за реализацией нацпроектов. Мы продолжим изучать социально-экономическую ситуацию на местах. То есть, будем действовать в направлениях, определенных антикризисными мерами правительства.

Областная газета «Наше время», № 121-122 Владимир Кобякин
Назад