Валерий ХРИПУН: Успех борьбы с коррупцией кроется в системном взаимодействии власти и общества
07.12.2012

9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Он был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в октябре 2003 года, в день подписания в мексиканском городе Мерида Конвенции ООН против коррупции. Документ обязывает государства - участников Конвенции - объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств, отмывание коррупционных доходов. В числе первых стран, подписавших Конвенцию, была и Россия. Сегодня на первом месте в стране среди самых распространенных сфер коррупции, согласно рейтингу федеральных антикоррупционных комитетов, находится распределение бюджетных средств. Финансовым контролем над их расходованием в субъектах Федерации занимаются региональные контрольно-счетные органы. В канун Международного дня борьбы с коррупцией корреспондент «Молота» встретился с председателем Контрольно-счетной палаты Ростовской области Валерием Ивановичем Хрипуном и задал ему несколько вопросов.

- Валерий Иванович, как и многие государства мира, Россия отмечает Международный день борьбы с коррупцией. В то же время многие, в том числе отечественные эксперты, уверены, что справиться с этим злом в нашей стране пока не удастся. Как сегодня обстоит дело на российском «антикоррупционном фронте» и какой видится роль финансовых контролеров?

 - Действительно, вряд ли в мире найдется хоть одна страна, где не был бы известен такой антисоциальный феномен как коррупция. В рейтинге уровня восприятия коррупции в разных странах мира, ежегодно составляемом организацией Transparency International, Россия улучшила свои позиции по показателям коррупции, но поднялась с 154 места в 2010 году лишь на 133 место. Наличие подобного международного рейтинга – это свидетельство общемирового характера данной проблемы.

Именно в связи с серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, а также учитывая, что предупреждение и искоренение коррупции - это обязанность всех государств, 31 октября 2003 г. была принята Конвенция ООН против коррупции. Россия ратифицировала ее в 2006 г. Одной из первых, и третьей среди стран «большой восьмерки».

Результатом присоединения к Конвенции стало масштабное формирование правовой базы противодействия и борьбы с коррупцией. И этот процесс продолжается. В декабре текущего года Президент Российской Федерации В.В Путин внес поправки в закон «О Правительстве», согласно которым члены правительства обязаны отчитываться по крупным расходам, таким как покупка недвижимости, земельных участков, автомобилей. Также Президентом РФ подписан закон «О соответствии расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Согласно этому документу, о своих расходах ежегодно должны будут информировать главы субъектов Федерации, муниципальные чиновники, занимающие должность на постоянной основе.

Для органов внешнего финансового контроля определяющим стало вступление в силу 6-го Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов», принятого в 2011 году. Следующим этапом должно стать изменение норм Бюджетного кодекса и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования государственного финансового контроля.

Другими словами, сегодня развитие федерального и областного законодательства нацелено на создание действенных инструментов контроля, в том числе контроля, направленного на предотвращение коррупционных проявлений.

Позволю себе процитировать председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина, который отметил, что существует обратная зависимость между тем, насколько эффективна система государственного аудита в конкретной стране, и тем, насколько высок там уровень коррупции. Чем больше в деятельности органов исполнительной власти зон, недоступных для внешнего аудита, тем с большей вероятностью там можно обнаружить проявление коррупции.

На уровне регионов ключевым инструментом борьбы с коррупцией должны стать комиссии по противодействию коррупции. В Ростовской области ее возглавляет Губернатор Василий Юрьевич Голубев. Я являюсь членом этой комиссии и могу отметить, что по результатам ее работы принимается ряд важнейших решений, направленных на системную борьбу с коррупционными проявлениями в различных сферах жизни донского региона.

Так, 5 декабря состоялось очередное заседание комиссии, на котором рассмотрен вопрос о принимаемых мерах по предупреждению коррупционных проявлений в сфере имущественных и земельных отношений в Ростовской области. В основу были, в том числе, положены и результаты наших проверок в сфере использования государственного и муниципального имущества и земель.

Со стороны муниципальных органов продолжают допускаться нарушения законодательства при распоряжении земельными участками, а землепользователями - при их использовании. Общий объем различных нарушений и недостатков, выявленный «Аудитом эффективности распоряжения, управления и продажи земельных участков, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов», составил 2,3 млрд. рублей, в том числе повлекших недопоступление в бюджеты - 257,4 млн. рублей.

Среди ряда наших предложений в итоговое решение комиссии вошли рекомендации главам муниципальных образований области провести аудит соответствующих процедур для дальнейшего обеспечения четкого и прозрачного процесса предоставления земельных участков, устранения избыточных административных барьеров, сокращения сроков принятия решений.

В качестве положительного примера противодействия коррупционным схемам, в том числе и в сфере имущественных и земельных отношений, назову создание сети многофункциональных центров, работающих по принципу одного окна. На данный момент в Ростовской области уже создан 31 МФЦ, к концу текущего года планируется создание ещё 24. Такой способ предоставления государственных и муниципальных услуг позволяет упростить процедуры, сократить сроки и повысить комфортность их оказания населению.

 - А каковы формы и методы Вашей работы по противодействию коррупции?

 Важное направление организации нашей работы – это соблюдение процедур финансового контроля. Оно включает построение системы методологического обеспечения контрольной и экспертно‐аналитической деятельности палаты; разработку и применение стандартов внешнего финансового контроля; планирование контрольной деятельности; осуществление независимым структурным подразделением внутреннего контроля качества, включая правовую экспертизу проектов итоговых документов по результатам контрольных мероприятий.

Особо отмечу стандартизацию нашей деятельности. Требование о наличии стандартов установлено в 6-м Федеральном законе. Нами разработаны 11 стандартов по основным направлениям контроля. Эти документы необходимы, чтобы четко регламентировать действия каждого проверяющего, исключить возможность субъективного подхода, сделать максимально прозрачными процедуры проверки. Кроме того, в процессе разработки стандартов мы пошли по пути учета мнения экспертного сообщества, ученых, представителей органов государственной власти, местного самоуправления, общественности. В декабре этого года с их участием мы обсудили на заседании Экспертно-консультативного совета проект стандарта аудита эффективности использования государственных средств. Стандарт сосредоточен на вопросах как экономичности, эффективности и результативности бюджетных программ, так и эффективности деятельности отдельных государственных органов и организаций, вопросах управления. Думаю, что утверждённый с учетом высказанных предложений документ станет одним из ключевых инструментов реализации наших полномочий.

Направления развития антикоррупционной политики в России отвечают общеевропейским тенденциям. В рамках работы Европейской организации региональных органов внешнего финансового контроля (ЕВРОРАИ), членом которой является Контрольно-счетная палата Ростовской области, в этом году прошел семинар, посвященный борьбе с коррупцией и мошенничеством. На семинаре был заслушан доклад специально созданной рабочей группы ЕВРОРАИ по контролю и борьбе с коррупцией. В докладе использован опыт региональных счетных палат Европы, которым они поделились. Его обобщение должно помочь достижению согласованности в действиях и выработке общих рекомендаций по противодействию коррупции.

 - Какова роль внешнего государственного финансового контроля в деле борьбы с коррупционными проявлениями, в том числе – в Ростовской области?

 - Ни для кого не секрет, что коррупционные проявления угрожают экономической безопасности всей страны, приводят к неэффективному использованию бюджетных средств и огромным материальным потерям - как прямым, так и косвенным. В этой связи нельзя не отметить роль государственного внешнего финансового контроля в деле противодействия коррупции. В рамках своих полномочий мы можем содействовать борьбе с коррупцией путем применения аудиторских методов и процедур.

Постоянно в зоне контроля мы держим выявление завышений объемов и стоимости выполненных работ. Наличие коррупционных рисков в этой сфере, а такие нарушения, к сожалению, еще есть, обусловлено, в основном, возможной деятельностью отдельных представителей заказчиков и органов строительного контроля в интересах подрядных организаций, и, следовательно, в ущерб достижению необходимого результата.

Еще одна область с высокими коррупционными рисками – это государственные и муниципальные закупки.

Установленный Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, введенный в качестве панацеи от произвола в сфере государственных закупок, за годы применения, как показывает обширная практика, натолкнулся на ряд противоречий. Очевидно, особый порядок размещения госзаказов должен обязательно сочетаться с особым порядком исполнения договоров по госзаказам, исключающим всякого рода злоупотребления. Этого сделано не было. Можно констатировать, что действующий порядок размещения госзаказов не только не совершенен юридически, но и коррупциогенен в своей основе.

За период 2012 года нами выявлен большой объем нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок, которые являются сферой, серьезно подвергнувшейся коррупционным проявлениям. Сумма контрактов с различными нарушениями составила 11,2 млрд. рублей. Приведу пример из числа социально значимых объектов. Сальский психоневрологический интернат. Проверка использования средств показала, что закупленная одежда – по документам дорогостоящая, а на складе мы обнаружили совершенно другую - в разы дешевле. Питание – в документах одно, на деле не соответствует элементарным санитарным требованиям и создает угрозу здоровью людей. В результате материалы отправлены в прокуратуру для возбуждения уголовного дела.

Очевидно, что необходимо создание полноценной закупочной системы с упором на эффективность закупок, их связанность единым циклом и информационной открытостью.

Эти задачи должен решить закон о федеральной контрактной системе. Сейчас этот документ принят Государственной Думой в первом чтении.

 - Валерий Иванович, известно, что Контрольно-счетной палатой Ростовской области осуществляется тесное сотрудничество с другими надзорными и правоохранительными органами - региональными и федеральными. Каковы цели и задачи такого взаимодействия? 

 - Подобное сотрудничество позволяет соединить воедино основные звенья борьбы с коррупцией - от профилактики и выявления фактов коррупции и наказания коррупционеров, до устранения причин, порождающих коррупцию. Сотрудничество с правоохранительным и контрольными органами строится на базе заключенных соглашений.

В настоящее время Контрольно-счетная палата активно взаимодействует практически со всеми федеральными структурами по этим вопросам.

С правоохранительными структурами постоянно происходит обмен информацией, представляющей взаимный интерес. Начиная со стадии планирования нашей работы, информация правоохранителей позволяет определить ключевые направления борьбы с коррупцией. У нас заключены и действуют соглашения с Главным управлением МВД России по Ростовской области, Управлением Федеральной службы безопасности (ФСБ России) по Ростовской области; прокуратурой РО; следственным управлением следственного комитета РФ по Ростовской области.

 - Валерий Иванович, последний вопрос. От чего, по Вашему мнению, зависит, успех борьбы с коррупцией?

 - Успех борьбы с коррупцией зависит от многих факторов: гармоничного сочетания мер со стороны государства, направленных на устранение причин, порождающих коррупцию, ужесточение санкций за коррупционное поведение, создание условий для высокого уровня жизни, поощрение социально активной позиции граждан, и мер со стороны общества, ориентированных на нетерпимость к фактам коррупции.

И здесь очень важен принцип публичности, потому что все факты коррупционных нарушений при использовании государственных средств, которые были установлены, должны сегодня быть не просто в поле общественного внимания, а находится на общественном контроле.

Уверен, что успех борьбы с коррупцией зависит от совместных усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества, каждого отдельного гражданина.


Общественно-политическая газета Ростовской области «Молот» №№ 177-178 от 07.11.2012 г.

Ирина Павленко

Назад