Тарифы ЖКХ: мораторий на три года
28.03.2013

В Ростове-на-Дону прошла XXI Конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР). Одной из стратегических тем стало обсуждение ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве различных регионов и в стране в целом. Главным модератором форума выступил Председатель Контрольно-счетной палаты РФ Сергей СТЕПАШИН, перед участниками конференции выступили представители Министерства регионального развития РФ, Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, руководители Ростовской области, контрольно-счетных палат различных регионов страны.

Участники совещания сошлись во мнении, что реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса в целом и переход к экономически обоснованным ценам и тарифам на коммунальные услуги при их соответствии платежеспособному спросу населения — одна из важнейших социально-экономических задач. Особенно актуальной проблема стала в последнее время в связи с существенным ростом (в начале текущего года) платежей за коммунальные услуги. По мнению участников конференции, это свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования государственного финансового контроля в этой сфере.

Сергей СТЕПАШИН, Председатель Счетной Палаты Российской Федерации:

– Недавно были утверждены результаты мониторинга изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций ЖКХ, который мы проводили по поручению Совета Федерации. Результаты этого мероприятия показали, что в 2012 году (в сравнении с 2011 годом) увеличились тарифы для населения на электроэнергию — на 12,7%, на тепловую — на 9,4%, на холодное водоснабжение — на 6,5%, на горячую воду — на 10,5%, водоотведение о очистку сточных вод подорожали почти на 7%. А это означает, что задача по ограничению роста тарифов на уровне инфляции (которую ставило руководство страны) не была решена. Так, в 2011 году при годовой инфляции 6,1% (чем мы гордились) индекс роста цен на ЖКУ составил 11,7%, в 2012 году при инфляции в 6,6% рост цен на ЖКУ составил 9,4%.

Мы обратили особое внимание на ситуацию, которая сложилась и в начале текущего года. И, безусловно, попытались разобраться, какие факторы вызвали резкое скачкообразное повышение платы за ЖКУ. Первая причина – непрозрачность расчета затрат на так называемые общедомовые нужды.

В этом году организации по управлению жилым фондом решили воспользоваться своим правом на установление платежей в этой сфере. Но перечень имущества, которое следует отнести к общедомовому, а также порядок установления платежей за содержание этого имущества не были урегулированы. Во многих домах отсутствуют общедомовые приборы учета. Нет единого механизма снятия показаний с приборов учета. Это создает дополнительные возможности для манипуляций и злоупотреблений управляющих компаний.

Вторая причина касается собственно тарифов. В 2012—2013 годах принятие решений в области тарифов осуществлялось при отсутствии законодательно установленного механизма по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги. Соответствующее постановление утратило свою силу с 1 января 2012 года. Многие граждане об этом даже не подозревали. Но те, кто повышали тарифы, хорошо об этом знали и воспользовались ситуацией.

В 2013 году в нескольких десятках субъектов РФ ожидается повышение платы за ЖКУ на уровне 10-ти и более процентов. В связи с этим, на мой взгляд, есть серьезные проблемы с выполнением прямого поручения главы государства об ограничении роста платы за эти услуги в 6% в год. Напрасно кто-то решил пошутить с Путиным в этой ситуации. Я не советую этого делать, честное слово...

Кстати, в контексте ограничения роста тарифов сейчас есть и более интересные предложения. Речь идет о том, чтобы вообще заморозить тарифы на три года. Для этого нужна совсем небольшая сумма. Меньше, чем содержание приличного футбольного клуба в нашей стране.

Сергей НАЗАРОВ, заместитель министра регионального развития РФ:

– Реформирование ЖКХ идет у нас давно, определенных результатов мы добились. Но, тем не менее, проблем остается еще очень много. Качество коммунальных услуг не удовлетворяет население, вызывая тем самым социальную напряженность. Если год назад проблему ЖКХ считали для себя важнейшей 47% населения страны, то в этом году это уже 54%. Согласно опросам, более трети населения сталкивается с проблемой подачи холодной воды, до 40% жителей многоквартирных домов отмечают нарушения при подаче горячего водоснабжения, свыше четверти семей отмечают проблемы с подачей электроэнергии. И всё это на фоне постоянно растущих платежей за ЖКУ.

В ноябре 2012 года была принята Государстсвенная программа РФ по обеспечению граждан страны доступным комфортным жильем и коммунальными услугами. Целью ее, в том числе, является повышение качества и надежности предоставляемых коммунальных услуг населению. Один из показателей этой программы — это доля расходов на оплату этих услуг в бюджете семьи. Программой определено, что к 2015 году расходы на оплату ЖКУ не должны превышать 12% от семейного бюджета.

Мы понимаем, что без контроля общественности сегодня, наверное, будет невозможно совершенствовать систему ЖКХ и навести там порядок. Создание системы общественного контроля позволит отслеживать соблюдение интересов общества и каждого гражданина. Поэтому предлагается активизировать роль общественных и некоммерческих организаций, осуществить образование и воспитание собственников жилых помещений в контексте управления жилым имуществом многоквартирных домов.

На сегодняшний день разработан и внесен в Госдуму проект закона о внесении изменений в Жилищный кодекс, который предусматривает повышение роли общественных объединений в проведении государственного надзора и муниципального жилищного контроля.

Кроме того, разработан и внесен в Государственную Думу РФ проект закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты с целью создания информационной системы ЖКХ. Внедрение этой системы будет способствовать открытости, доступности сферы для пользователей, что повысит контроль над сферой ЖКХ со стороны граждан.

Эти и другие меры должны обеспечить нормативное качество и надежность коммунальных услуг и, как следствие, стабилизировать ситуацию и снизить социальную напряженность в этой отрасли.

Константин ЦИЦИН, генеральный директор государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства:

– Всем уже стало понятно, что у нас, мягко говоря, в сфере ЖКХ не всё в порядке. До сих пор. Значит, с этим нужно что-то делать. Я говорю о росте тарифов. Я анализировал ситуацию в течение 10 лет, и, честно говоря, рецепта системного улучшения ситуации у нас нет. Два года назад был точно такой же всплеск роста тарифов, что и произошел в начале этого года. Правда, тогда были другие причины — там всё было связано с ликвидацией перекрестного субсидирования по оплате электроэнергии. Давайте откровенно говорить – тогда удалось удержать ситуацию практически административным ресурсом. Удержали. Затем стали готовить документы – постановления, законы и т.д. Выпустили – не сработало. Значит, мы опять что-то упустили.

Кстати, президент, наверное, еще раньше почувствовал будущие проблемы. Собрал 4 февраля совещание, на котором поставил задачу: чтобы не возникало тех ситуаций, что были два года назад... К сожалению, возникли. Опять было собрано совещание. Опять мы что-то быстро-быстро сделали. Но у меня нет уверенности в правильности принятых экстренных мер. Поэтому я считаю, что высказанная идея о заморозке тарифов на ближайшие три года — это, наверное, правильная идея. Давайте всё-таки мы придем к тому, чтобы заморозить тарифы в рамках бюджетного процесса на какой-то срок на уровне этого года. Просто для того, чтобы понять всё-таки, как надо правильно сформулировать условия для формирования тарифов. Всей цепочки — начиная от поставщика и заканчивая получателем.

Помнится, когда выпускали постановление о приборах учета, преследовали благую цель: поставщик отпустил по приборам, получатель по приборам же получил. Только почему-то при разработке этого постановления забыли, что у нас в стране приборы учета есть только у 40% населения. И решить эту задачу до конца текущего года будет весьма проблематично.

Да, все нормативные документы есть, есть законы, прописаны штрафные санкции... Но только приборы от этого за оставшиеся полгода не появятся. И нам опять придется что-то подстраивать в неработающий механизм.

Кстати, когда постановление то вышло, никто даже не объяснил людям, какие могут быть последствия. К сожалению. Поэтому помимо разработки документации нужно еще вести мощную разъяснительную работу среди населения, среди обычных простых граждан.

Кто это должен делать? Наверное, здесь должен быть активизирован общественный контроль. Жилищная инспекция – это хорошо. Но не приставишь инспектора или аудитора к каждому дому. Здесь нужны помощники, которые смогут на ранних стадиях – не тогда, когда уже вмешиваются следственные органы, а гораздо раньше – отслеживать ситуацию. И сейчас такие помощники уже стали появляться. Конечно, не сразу механизм общественного контроля заработает на полную мощь, но он уже начал появляться. И это одно из условий прозрачности в сфере ЖКХ.

Алексей СЕВОСТЬЯНОВ

Газета "Южный Федеральный" №8(547) от 28.03.2013 г.

Назад