Внешний финансовый контроль в борьбе с коррупцией
09.12.2013

9 декабря объявлен Международным днем борьбы с коррупцией. Своим видением этой проблемы и путей противодействия ей с читателями «Молота» делится Председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области Валерий Хрипун.

- Валерий Иванович, как Вы оцениваете значимость борьбы с коррупцией в нашем обществе и какова в этом роль Палаты?

9 декабря 2003 года в г. Мерида (Мексика) для подписания была открыта Конвенция ООН против коррупции. В числе первых стран, подписавших ее, была Россия. И это конечно не случайно.

Среди наиболее актуальных социальных проблем, стоящих перед современной Россией, приоритетное место занимает коррупция. Коррупция не только находится в тесной связи с организованной и экономической преступностью, но и в целом оказывает негативное воздействие на судьбу государства, общества, каждого гражданина.

Коррупционные проявления угрожают экономической безопасности страны, приводят к неэффективному использованию бюджетных средств и огромным материальным потерям - как прямым, так и косвенным.

В этой связи нельзя не отметить роль государственного внешнего финансового контроля в деле борьбы с коррупцией.

По нашему мнению контрольно-счетные органы Российской Федерации являются одним из реальных инструментов контроля общества в этой сфере.

В рамках своих полномочий мы содействуем борьбе с коррупцией путем применения аудиторских методов и процедур, направленных на выявление, предупреждение и профилактику коррупции в системе управления государственными финансами, которая, к сожалению, всегда подвергается значительным коррупционным рискам.

Необходимо отметить также такой важный инструмент борьбы с коррупцией, как работа комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области, созданной и возглавляемой Губернатором – В.Ю. Голубевым, в деятельности которой и подготовке соответствующих материалов активное участие принимают в том числе и сотрудники Палаты. По результатам ее работы принимается ряд важных решений, которые также направлены на системную борьбу с этим явлением.

- Какие направления борьбы с коррупцией Вы считаете для себя приоритетными?

Одним из действенных направлений борьбы с коррупцией считаю сотрудничество с правоохранительным и контрольными органами на базе заключенных соглашений. Целью подобного сотрудничества является предупреждение и выявление нарушений, связанных с незаконным использованием бюджетных средств, областной и муниципальной собственности. В настоящее время Контрольно-счетная палата активно взаимодействует практически со всеми федеральными структурами по этим вопросам.

С правоохранительными структурами постоянно происходит обмен информацией, представляющей взаимный интерес.

Например, при проверке целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт учреждений образования и культуры, в муниципальном образовании «Орловский район» Палатой был выявлен ряд нарушений в части оплаты бюджетных средств за фактически невыполненные работы по капитальному ремонту МОУ Орловская СОШ № 3 на сумму 1 586 509 рублей. Соответствующие материалы были переданы Палатой в прокуратуру Ростовской области. На их основании было возбуждено уголовное дело, по результатам расследования которого приговором Орловского районного суда Ростовской области осуждены должностные лица.

Вообще такой вид нарушений как завышение объемов и стоимости выполненных работ относится к самым, на наш взгляд, коррупциогенноемким, при этом, наличие коррупционных рисков в случае завышения объемов и стоимости работ, в основном, обусловлено возможной деятельностью заказчиков и органов строительного контроля в интересах подрядных организаций, и, следовательно, в ущерб достижению необходимого общественно-значимого результата.

Кроме того, важным также видится такое направление деятельности Палаты, как выявление условий, создающих возможности для коррупционных проявлений. Очень часто неэффективное использование бюджетных средств напрямую связано с фактами коррупции. Важным элементом совершенствования управления государственными ресурсами, профилактики возникновения коррупции является аудит эффективности. Он сосредоточен на вопросах экономичности, эффективности и результативности бюджетных программ, деятельности госорганов и организаций, вопросах управления. В последнем случае, например, могут рассматриваться различные вопросы, связанные с выполнением руководящими работниками своих обязанностей по стратегическому и другому планированию, реализации, контролю, оценке и принятию последующих мер.

- Какие сферы государственного и муниципального сектора на Ваш взгляд являются наиболее коррупциогенными?

Большой объем нарушений выявляется Палатой по государственным (муниципальным) закупкам, которые также являются сферой, серьезно затронутой коррупционными рисками.

При этом, Палата, реализуя решение комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области, ежеквартально передает в правоохранительные органы материалы, содержащие информацию о выявленных нарушениях законодательства в сфере размещения заказов.

При проведении контрольных мероприятий особое внимание Палата уделяет вопросам соблюдения законодательства в сфере имущественно-земельных отношений.

В связи с тем, что основу государственного и муниципального имущества составляют, в том числе, социально-значимые объекты, а также значительные земельные ресурсы, здания, строения и сооружения, акции, предприятия, денежные средства и т.д., в государстве должна обеспечиваться жесточайшая политика их распределения между заинтересованными в этом лицами и на корню пресекаться все коррупционные проявления.

Для развития земельных отношений важным является преодоление имеющихся негативных явлений оборота земель, подрывающих правовую, экономическую и социальную стабильность. Непростая ситуация сложилась в настоящее время с установлением и соблюдением правового режима земель, распоряжением и пользованием ими.

Чтобы преодолеть эти явления потребуется повышение результативности государственного и муниципального контроля. Однако наиболее важной мерой следует считать ликвидацию коррупции в государственных и муниципальных органах, ответственных за принятие решений о приобретении, учете и регистрации прав на землю.

- Как на Ваш взгляд должна решаться проблема минимизации коррупции в социальной сфере?

Одной из самых коррупциогенноемких сфер нашей жизни является множество бюрократических препон, которые ставят ряд чиновников при общении с гражданами. В Ростовской области на это обращено особое внимание, поскольку основная задача сейчас – формирование качественно новой системы взаимодействия граждан и государства в процессе предоставления услуг населению.

Антикоррупционные механизмы могут быть созданы и эффективно работать только посредством исключения или минимизации контакта человека с чиновниками в процессе получения услуг.

Для решения этих задач 21 июля 2011 принят Областной закон № 644-ЗС «О государственной поддержке создания и деятельности в Ростовской области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

Для нас это основополагающий документ, который закладывает единые подходы и требования создания многофункциональных центров на всей территории Ростовской области. В областном законе закреплены такие фундаментальные вопросы как единое информационное пространство, сетевой принцип работы МФЦ, единый фирменный стиль и другие.

Подводя итог сказанному, отметим, что проблемы коррупции в России сохраняют свою актуальность и представляют собой одну из наиболее обсуждаемых тем в современном российском обществе. Государственный аудит является инструментом, позволяющим не только регистрировать факты коррупции, но и предупреждать их. Поэтому при разработке общегосударственной стратегии борьбы с коррупцией в Российской Федерации принципиальное значение имеют меры по усилению аудита в государственном секторе.

Общественно-политическая газета Ростовской области «Молот» №№177-179 от 06.12.2013

Назад