Бюджет – под особый контроль
08.07.2014
Бюджет – под особый контроль

Ростов-на-Дону стал площадкой для всероссийского съезда контрольно- счетных органов. 3 июля в донской столице прошла встреча специалистов контрольно-счетных органов (КСО)  из 19 регионов России. Они обсуждали проблемы применения законодательства в условиях новых положений  Бюджетного кодекса РФ.

Место для столь важной встречи было выбрано не случайно. Во-первых, председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области Валерий Хрипун является членом президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, а сама палата – одной из наиболее авторитетных КСО в России. Во-вторых, Ростовская область за последние 11 месяцев действия обновленного законодательства накопила немалый опыт работы в новых реалиях. А еще, видимо, сказалась близость нового федерального округа – Крымского, руководство которого также принимало участие в работе.
В донскую столицу на совещание прибыли специалисты Счетной палаты РФ во главе с аудитором Сергеем Мовчаном, а также представители 19 российских регионов. Среди них – не только регионы ЮФО и СКФО, но и такие отдаленные от юга территории, как Хабаровский край, Тюменская область, Рес­публика Саха.
Открывая встречу, заместитель полпреда президента РФ в ЮФО Владимир Гурба отметил, насколько важна сегодня проблема оптимизации бюджетных расходов и более эффективного их использования. Вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань рассказал участникам встречи о той работе, которая проводится в донском регионе, с учетом новых возможностей российского законодательства.
Этих возможностей действительно стало больше. В июле 2013 года в Бюджетный кодекс Российской Федерации был внесен ряд изменений, согласно которым полномочия региональных контрольно-счетных органов были существенно расширены; соответственно, у них появились новые функции и задачи. В первую очередь речь идет о «конкретизации» российских законов и усилении ответственности.
В своих выступлениях участники «круглого стола» отмечали, что некоторые статьи предыдущей редакции Бюджетного кодекса РФ, посвященные ответственности за нарушения бюджетного законодательства, не отличались необходимой конкретикой. Кроме того, имела место несогласованность Бюджетного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях. Все это негативно сказывалось на практике привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Однако с тех пор, как 23 июля 2013 года в стране был принят Закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», правовое регулирование бюджетных отношений вышло на новый этап своего развития. Принятие закона послужило стимулом к выработке принципиально новых подходов к применению мер ответственности за его нарушение.
Законодателем было введено само понятие «бюджетное нарушение», установлены его виды. Претерпел качественные изменения и дополнения и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: введено 16 новых составов правонарушений в бюджетной сфере, например: «Нарушение условий предоставления бюджетного кредита», «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов» и т.д.
Существенно расширились и полномочия региональных контрольно-счетных органов.
Они получили право составлять протоколы по нарушениям целого ряда статей Кодекса об административных правонарушениях. И ответственность, предусмотренная за эти правонарушения, достаточно серьезная. Теперь за нецелевое использование бюджетных средств на должностных лиц налагается штраф от 20 до 50 тысяч рублей; по некоторым нарушениям – вплоть до дисквалификации до двух лет. А за некоторые нарушения предусмотрена и административная ответственность юридических лиц.
В завершение «круглого стола» его участники пришли к выводу, что, несмотря на существенные подвижки в законодательном регулировании, административные нормы применения мер ответственности в бюджетной сфере требуют наработки необходимой практики. В перспективе это должно способствовать повышению бюджетной дисциплины и проведению эффективной бюджетной политики в государстве в целом. Участники встречи выразили готовность работать сообща и в дальнейшем делиться опытом работы в рамках нового законодательства. Предполагается, что в России будет создана единая пополняемая база применения этого законодательства.

Автор Александр Гавриленко
Общественно-политическая газета Ростовской области
«Молот» № 93, от 08.07.2014 года







Назад