9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, которая «должна стать важным инструментом международного права для противодействия коррупции, наносящей ущерб развитию стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства». Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.
На сегодняшний день задачи по сдерживанию и пресечению коррупционных проявлений поставлены перед всеми контролирующими и правоохранительными органами России. Важная роль в борьбе по противодействию коррупции в финансово-бюджетной сфере принадлежит Контрольно-счетной палате Ростовской области – органу внешнего государственного финансового контроля.
В канун Международного дня борьбы с коррупцией нам удалось встретиться с председателем Контрольно-счетной палаты Ростовской области Валерием Ивановичем Хрипуном, который рассказал об основных направлениях борьбы с коррупцией и возникающих в связи с этим трудностях.
- Валерий Иванович, коррупция, как известно, является одним из наиболее вредоносных и негативных социальных явлений. Что на Ваш взгляд следует предпринять для пресечения злоупотреблений при распоряжении бюджетными средствами и повышения эффективности их расходования? Какова роль Палаты в этом?
- Бюджетная сфера, традиционно, является самым уязвимым с этой точки зрения сектором государственного управления. В декабрьском Послании Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным был поставлен ряд задач по совершенствованию управления государственными финансами и контроля в этой области. Ключевыми являются вопросы экономности и максимальной отдачи при осуществлении бюджетных расходов, правильный выбор приоритетов, учет текущей экономической ситуации, системное снижение издержек и неэффективных трат бюджета.
Президент России также подчеркнул, что для контрольных органов на первый план выходит отказ от принципа тотального, бесконечного контроля к контролю рисков и выявлению признаков нарушений.
Безусловно, для Контрольно-счетной палаты Ростовской области это приоритетное направление деятельности.
Вопросы организации и осуществления контроля за эффективным и экономным использованием бюджетных средств и распоряжением государственной (муниципальной) собственностью постоянно находятся в сфере внимания Контрольно-счетной палаты Ростовской области. Все необходимые законодательные инструменты и развитые методы контроля имеются в нашем арсенале.
Кроме того, федеральным законодательством, а также Областным законом «О Контрольно-счетной палате Ростовской области» закреплено участие Палаты в пределах её полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.
- В настоящее время государством в целях противодействия коррупции принят ряд мер по усилению действующего финансового контроля. Каковы основные направления этих изменений?
Действительно, одним из наиболее эффективных средств противодействия коррупции являются средства правовые. Способность коррупции видоизменяться в зависимости как от внешних, так и от внутренних условий обусловили необходимость скорейшего совершенствования правовых основ и методик проведения финансового контроля в Российской Федерации.
Под девизом борьбы с коррупцией Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ были внесены существенные изменения в бюджетное и административное законодательство. Указанными изменениями законодатель возложил на контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации существенный объем административного производства, чем ещё раз подчеркнул их существенную роль в борьбе по пресечению и противодействию коррупционных проявлений в финансово-бюджетной сфере.
В 2014 году Палатой составлено более 40 протоколов об административных правонарушениях. Наибольшее количество из них связано с нецелевым использованием бюджетных средств, нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов, невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетных кредитов, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом.
В целом предусмотрены повышенные штрафные санкции за совершение административных правонарушений в бюджетной сфере (например, увеличен размер штрафа, налагаемого на должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств, невозврат или несвоевременный возврат бюджетного кредита, с 4-5 до 20-50 тысяч рублей). Предусмотрена возможность исчисления административного штрафа для юридических лиц в величине кратной сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы. Впервые установлен такой вид наказания, как дисквалификация. Предусмотрена также административная ответственность за невыполнение предписания контрольно-счетного органа.
Контрольно-счетной палатой Ростовской области с 2013 года применяется такой формат проведения контрольного мероприятия, как аудит эффективности, который также получил закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Он направлен на определение экономности и результативности использования бюджетных средств. В 2014 году Палатой проведено 5 контрольных мероприятий, посвященных аудиту эффективности использования бюджетных средств в таких сферах как здравоохранение, сельское хозяйство, в сфере окружающей природной среды и природных ресурсов, в социальной сфере. Практика проведения аудита эффективности будет нами продолжена, что найдет отражение в плане работы Контрольно-счетной палаты Ростовской области на очередной год. В 2015 году предполагается проведение 5 таких мероприятий.
- Не секрет, что одной из «зон риска» финансовых и коррупционных нарушений по-прежнему является сфера закупок. В чем заключаются основные нарушения, выявляемые в данной сфере? Какие меры предпринимаются для повышения эффективности осуществления госзакупок?
Вопросы эффективного расходования бюджетных средств при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд находятся в поле деятельности Контрольно-счетной палаты Ростовской области на протяжении двенадцати лет. В ходе проведения контрольных мероприятий, значительный пласт нарушений, выявляемых Палатой, связан с закупочной деятельностью. Наиболее распространенными являются нарушения, связанные с несоблюдением государственными и муниципальными заказчиками процедурных требований в ходе организации и проведения торгов, необоснованным дроблением закупок при размещении заказа, неправомерным изменением в контрактах условий, указанных в закупочной документации.
По итогам проведенных в 2013 проверок Палатой внесен ряд предложений в целях повышения качества и эффективности закупочной деятельности.
Предложения связаны с конкретизацией в заключаемых контрактах порядка проведения гарантийного обслуживания и ремонта оборудования, необходимости предоставления в случае длительного ремонта аналогов оборудования, с определением финансовой ответственности поставщиков за нарушение ими установленных контрактом сроков выполнения гарантийных обязательств, прежде всего, гарантийного ремонта.
Замечу, что ряд предложений учтен заказчиками при осуществлении закупок. В настоящее время работа по внедрению остальных предложений продолжается.
Решить эти и другие проблемы, связанные с закупочной деятельностью, призван принятый Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который направлен на обеспечение гласности и повышение прозрачности осуществления закупок, должен способствовать их эффективности и результативности, а, следовательно, и предотвращению коррупции.
Одной из новелл закона о контрактной системе является проведение аудита в сфере закупок. Реализация этого положения закона о контрактной системе осуществляется Палатой с 2014 года.
По результатам аудита в сфере закупок, Палатой осуществлена проверка 598 государственных и муниципальных контрактов на общую сумму 95,4 млн. рублей. По результатам контрольных мероприятий Палатой в текущем периоде 2014 года выявлено 73 контракта, заключенных и исполненных с различными нарушениями закона о контрактной системе. Среди выявленных Палатой значатся как нарушения, связанные с организацией самого процесса планирования и осуществления закупок, так и нарушения, допущенные в процессе заключения и исполнения контракта (отсутствие в контракте условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, фиксированной суммы размера штрафа, изменение предусмотренных аукционной документацией при заключении контракта объемов и видов работ и др.). Могу сказать, что работа Палаты в данном направлении продолжится.
- Важнейшим средством противодействия коррупции является механизм общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, взаимодействие граждан и представителей власти. Каким образом осуществляется взаимодействие Палаты с гражданским обществом?
Участие гражданского общества является мощным рычагом, направленным на выявление, устранение и последующее пресечение коррупционных проявлений. Контрольно-счетная палата Ростовской области активно взаимодействует с представителями гражданского общества.
В целях развития данного направления нами заключено соглашение с Общественной палатой Ростовской области. Реализация этого документа на практике позволяет нам сотрудничать при обеспечении контроля в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг населению, а также формировать эффективный механизм общественной поддержки и обратной связи при осуществлении государственного финансового контроля в Ростовской области.
Например, по направлению контроля в сфере ЖКХ Контрольно-счетная палата Ростовской области участвует в заседаниях Рабочей группы Общественной палаты Ростовской области по общественному контролю в этой сфере. Информация, полученная в ходе работы от членов Рабочей группы, в дальнейшем учитывается Палатой при организации и проведении контрольных мероприятий.
Еще одно направление – это личный прием граждан. Он ведется руководством Палаты, сотрудниками Палаты осуществляется рассмотрение обращений граждан и организаций. С целью получения информации о возможных коррупционных проявлениях приём граждан осуществляется руководством Контрольно-счетной палаты Ростовской области и на территориях проведения проверок, непосредственно перед началом осуществления контрольного мероприятия.
Кроме того, на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Противодействие коррупции» размещена функция «Обратная связь», посредством которой граждане могут сообщать о фактах коррупции.
В текущем периоде 2014 года Контрольно-счетной палатой Ростовской области принято и рассмотрено 70 обращений граждан и организаций. Указанные обращения рассматриваются нами по существу поставленных вопросов. Хочу заметить, что спектр решений, принимаемых нами по результатам рассмотрения обращений весьма широк. По обращениям, содержащим вопросы, отнесенные к компетенции Палаты, нами подготавливаются и направляются ответы заявителям в установленные действующим законодательством сроки. Вопросы, содержащиеся в отдельных обращениях, аудитор может включить в программу соответствующей проверки. Также возможно и проведение внеплановых контрольных мероприятий в связи с рассмотрением отдельных обращений граждан и организаций.
Обращения, содержащие вопросы, рассмотрение которых не относится к компетенции Палаты, направляются Палатой в органы (организации) к компетенции которых отнесено рассмотрение затронутых в обращении вопросах.
В случае, если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение незамедлительно направляется в правоохранительный орган для проверки изложенных сведений и принятия соответствующих мер.
Какие ещё меры предпринимаются Палатой для выявления, пресечения и предотвращения явлений коррупционной направленности?
Важнейшим условием в борьбе с коррупцией является координация усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций в вопросах противодействия коррупции. В этой связи давно уже стало практикой взаимодействие Палаты с правоохранительными и контролирующими органами и их подразделениями, ведущими организациями и вузами региона, которое осуществляется на основании подписанных соглашений о взаимодействии. В настоящий момент Палатой заключено 23 таких соглашения (5 из которых – с правоохранительными органами). В рамках данных соглашений предполагается обмен представляющей взаимный интерес информацией по вопросам противодействия коррупции.
Ещё одной целью такого взаимодействия, в частности с правоохранительными органами, является реализация результатов проведенных Палатой контрольных мероприятий. Надо сказать, что результативность работы Контрольно-счетной палаты Ростовской области в немалой степени зависит от полноты мер реагирования, принимаемых правоохранительными органами по материалам проверок.
Ключевым инструментом борьбы с коррупцией является работа комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области, созданной и возглавляемой Губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым. Я являюсь членом данной комиссии и могу заверить, что по результатам ее работы принимается ряд важных решений, которые также направлены на системную борьбу с этим явлением.
В заключение хотелось бы отметить, что борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании самих граждан участвовать в коррупционных отношениях. А успех в деле борьбы с коррупцией, на наш взгляд, заключается в осуществлении мероприятий, направленных не только на искоренение, но и на недопущение появления способствующих коррупции факторов, исключение условий, порождающих коррупцию.
Общественно-политическая газета Ростовской области «Молот» №180 от 09.12.2014