Тезисы выступления Председателя КСП РО В.И. Хрипуна на заседании ЗС РО по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»
24.10.2017

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемый Александр Валентинович!

Уважаемые коллеги!

Контрольно-счетная палата Ростовской области подготовила заключение на проект закона «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Заключение имеется у Вас на руках. Основные его положения были озвучены на прошедших 6 декабря публичных слушаниях и прошедшем 9 декабря комитете по бюджету, налогам и собственности. Законопроект был рекомендован к рассмотрению и принятию Законодательным Собранием в первом чтении. В своем докладе Лилия Вадимовна подробно прокомментировала параметры бюджета, поэтому я хотел бы остановиться на основных выводах заключения Палаты.

1. Проект областного закона «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» внесен Правительством Ростовской области в Законодательное Собрание Ростовской области в установленный срок. Перечень документов, полученных Палатой одновременно с законопроектом, также соответствует законодательству.

 2. При подготовке заключения Палатой проанализировано соответствие законопроекта федеральному бюджетному и налоговому законодательству, нормативным правовым актам, непосредственно связанным с формированием доходов и расходов областного бюджета, а также учтены областные законы, вносимые на рассмотрение одновременно с законопроектом.

3. Представленный проект ориентирован на реализацию приоритетных задач областной бюджетной и налоговой политики на 2017-2019 годы.

При подготовке заключения Палатой учтена необходимость реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года и от 1 декабря 2016 года (в части бюджетной политики), стратегических целей развития страны, сформулированных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, других программных документов.

4. Областной бюджет Ростовской области сформирован на основании прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2017-2019 годы, утвержденного распоряжением Правительства Ростовской области от 12 августа 2016 года № 331 (с учетом внесенных 14 ноября 2016 года изменений).

В основу проектировок бюджета был положен первый (базовый) вариант социально-экономического развития области, предполагающий сохранение геополитической нестабильности, ограничений доступа к мировому рынку капитала для российских компаний.

Прогнозирование на среднесрочную перспективу осуществлялось в условиях сохранения в текущем году в экономике Ростовской области позитивных тенденций: роста оборота организаций, индекса промышленного производства, объема продукции сельского хозяйства, сохранения уровня регистрируемой безработицы.

При этом в ходе подготовки заключения Палатой был проведен анализ реалистичности прогнозирования за предшествующие три года. В целом, прогноз отвечает принципу достоверности бюджета, определенному статьей 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означающему надежность прогноза социально-экономического развития территории.

5. Вместе с законопроектом представлены расчеты формирования доходной части областного бюджета. При расчете прогнозируемого объема доходов учтены изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в июне Правительством Российской Федерации принято постановление № 574, устанавливающее требования к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Согласно постановлению государственным органам субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и утвердить соответствующие методики.

При подготовке заключения Палатой проведен анализ формирования методик, свидетельствующий, в целом, о выполнении требований 574-го постановления Правительства.

В целом областной бюджет по доходам реален к исполнению при условии достижения результатов, определенных базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2017-2019 годы. Для этого необходимо обеспечить устойчивое наращивание темпов производства предприятиями основных отраслей экономики и улучшение ими расчетов с бюджетом, а также продолжение активной работы по снижению задолженности в бюджет.

6. Расходная часть областного бюджета рассчитана исходя из безусловной необходимости адресного решения социальных проблем с учетом нуждаемости, предоставления качественных государственных услуг населению Ростовской области. Ее параметры подтверждены материалами, представленными одновременно с законопроектом.

Проект расходной части областного бюджета сформирован в программном формате, как уже отмечалось в докладе министра финансов.

В целом на реализацию 21-й государственной программы на ближайшие три года предполагается направить около 90% расходов областного бюджета. Такой подход к планированию бюджетных расходов обеспечивает их прозрачность и существенно расширяет возможности контроля дальнейшего эффективного и результативного их использования.

7. Дефицит областного бюджета на 2017 год составляет 4,2% от планируемого общего годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений и не превышает ограничение в размере 15%, установленное пунктом 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Он также соответствует целям и задачам долговой политики Ростовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

На плановый период 2018 и 2019 годов исполнение областного бюджета прогнозируется с профицитом.

Анализ динамики прогнозной величины дефицита (профицита) областного бюджета в 2015-2019 годах, отраженный в заключении Палаты, свидетельствует о последовательности его снижения.

8. Верхний предел государственного внутреннего долга Ростовской области на предстоящие три года соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, подчеркну, что верхний предел государственного внутреннего долга Ростовской области в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов соответствует также Правилам предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов. Проектом предусмотрено ежегодное, начиная с 1 января 2017 года, обеспечение доли общего объема государственного долга не более 50% суммы доходов регионального бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Также рассматриваемый показатель на 2017 год не превышает установленное государственной программой Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» значение (47,2%).

Все перечисленные данные свидетельствуют о том, что областью проводится ответственная и взвешенная долговая политика.

9. В целом следует отметить, что проект областного бюджета соответствует всем требованиям бюджетного законодательства и обоснован при условии достижения результатов, определенных прогнозом социально-экономического развития Ростовской области на 2017-2019 годы. При этом необходимо обеспечить полноту поступления доходов и освоения бюджетных ассигнований, экономное и эффективное расходование средств, и, самое главное, повышение ответственности администраторов доходов и главных распорядителей средств областного бюджета.

Считаем, что представленный проект может быть принят в первом чтении.

Спасибо за внимание.

Назад