Тезисы выступления Председателя КСП РО В.И. Хрипуна «Деятельность КСП РО по контролю за реализацией майских Указов Президента РФ и аудиту мероприятий по оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в РО»
24.10.2017

Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, я с большим удовольствием хотел бы присоединиться к тем словам поздравления, которые звучали уже в этом зале, в адрес наших коллег, коллектива Контрольно-счетной палаты Краснодарского края и ее председателя Юрия Александровича Агафонова. Особо хотел бы отметить и вспомнить добрыми словами Николая Ильича Панченко, который долгое время возглавлял палату и много сделал в целом для развития финансового контроля и для налаживания наших контактов. Нужно отметить, что в течение 20-ти лет палата работала исключительно эффективно и высокопрофессионально. Мы благодарны за сложившуюся между нашими палатами атмосферу сотрудничества и взаимопонимания и надеемся на дальнейшее взаимодействие, которое будет способствовать укреплению системы органов государственного контроля в стране. Примите также теплые слова поздравления и пожелания творческих успехов от имени коллег по Южному федеральному округу.

Тема сегодняшней конференции создает широкое поле для общения по самым разным актуальным вопросам и направлениям деятельности контрольных органов.Уважаемые коллеги!

В мае 2012 года Президентом Российской Федерации был подписан ряд указов, закрепляющих основные направления развития России в экономике, социальной сфере, внутренней политике, международных делах и вопросах безопасности.

Это потребовало от регионов принятия ряда организационных решений и мобилизации имеющихся ресурсов.

Так, в Ростовской области с целью осуществления мероприятий, закрепленных в майских указах, создана межведомственная комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики Ростовской области, социальной стабильности и мониторинга реализации Указов Президента Российской Федерации. С момента формирования Контрольно-счетная Ростовской области входит в ее состав.

Приняты поэтапные планы мероприятий по исполнению поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации с указанием промежуточных индикаторов, обеспечивающих достижение целевых показателей.

Обеспечивается регулярный мониторинг реализации мероприятий, направленных на достижение показателей, содержащихся в указах Президента РФ.

Этот мониторинг осуществляется ежеквартально как со стороны Правительства, так и со стороны Контрольно-счетной палаты Ростовской области.

В целом результаты мониторинга, проведенного Палатой по представленной министерствами и ведомствами информации, свидетельствуют о том, что мероприятия, направленные на реализацию задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации, в целом исполнены по итогам 2016 года своевременно и в полном объеме.

Для обеспечения полномасштабного мониторинга Палатой осуществляется анализ мер, направленных на реализацию Указов Президента Российской Федерации, в муниципальных образованиях Ростовской области. Такой анализ осуществляется нами в рамках проверок законности, эффективности, результативности и экономности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, а также соблюдения органами местного самоуправления условий их получения. С начала реализации «майских указов» эти вопросы были включены в программы 65 комплексных проверок муниципальных образований области.

В 2015-2016 году в ряде муниципальных образований области нами выявлялись риски недостижения установленных показателей. Это такие показатели, как уровень средней заработной платы в образовательных учреждениях и учреждениях культуры, отдельные показатели, направленные на повышение эффективности здравоохранения, таким как: продолжительность жизни, смертность от всех причин, смертность в трудоспособном возрасте, смертность от болезней системы кровообращения, смертность от ДТП, смертность от туберкулеза.

Обобщенный анализ по муниципальным образованиям включался в ежеквартальный информационный материал о ходе реализации майских указов, который готовит Палата для Губернатора и Законодательного Собрания Ростовской области.

Кроме того, соответствующая информация по каждому муниципальному образованию оперативно направлялась нами в адрес Губернатора Ростовской области, что позволило своевременно принимать дополнительные меры по реализации Указов Президента Российской Федерации.

Безусловно, основным условием достижения показателей Указов наряду с комплексом организационных мероприятий является их обеспеченность бюджетными ресурсами. На уровне Ростовской области мониторинг, проводимый Палатой и межведомственной комиссией по обеспечению устойчивого развития экономики Ростовской области, подтверждает достаточную финансовую обеспеченность каждого из реализуемых Указов Президента. В бюджете Ростовской области ежегодно резервируются средства в части повышения заработной платы отдельных категорий работников в рамках 597-го, 761-го и 1688-го Указов Президента. Так, на 2017 год эта сумма составляет 3 млрд. 13 млн. рублей, на 2018 год – 5 млрд. 527 млн. рублей.

На исполнение 600-го Указа «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» будет направлено в 2017 году – 960,8 млн. рублей, в 2018 году – 832,0 млн. рублей и в 2019 году – 837,8 млн. рублей.

На реализацию 598-го Указа «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» предусмотрено в 2017-2019 годах ежегодно по 1,2 млрд. рублей.

Указ  №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» предполагает расходы от 1,2 млрд. рублей в 2017 году до 1,5 млрд. рублей в 2019 году.

И, наконец, на реализацию Указа № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» будет направляться ежегодно 178,6 млн. рублей.

В целом в Ростовской области принимаются все необходимые меры для достижения установленных показателей.

Более того, в январе 2017 года Ростовская область впервые вошла в рейтинг ТОП-15 регионов России по реализации «майских указов» Владимира Путина в социальной сфере. Ростовская область заняла 6 место. Такой рейтинг формирует компания «Медиалогия». При его расчете учитывается упоминание регионов в СМИ в контексте «майских указов».

Так, в 2016 году в Ростовской области отмечен рост зарплаты врачей, работников учреждений социального обслуживания, педагогических работников.

В области ликвидирована очередь в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В 2016 году дополнительно создано более 3,5 тысяч дошкольных мест.

Для обеспечения доступности общего и профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья закуплено специализированное учебное оборудование, проведены работы по адаптации зданий в образовательных учреждениях области. Всего адаптировано 237 школ, 5 детских садов, 8 организаций дополнительного образования детей и 10 организаций среднего профессионального образования.

В 2016 году службой занятости населения трудоустроено более 2 тысяч инвалидов. Проведено более 150 специализированных ярмарок вакансий для инвалидов.

В регионе снижаются показатели смертности от различных заболеваний. Численность населения сохраняется на прежнем уровне и составляет более 4,2 миллиона человек. Кроме того, в области растет количество вторых и третьих детей. Так в 2016 году, по данным ЗАГС, родилось более 20 тысяч вторых и почти девять тысяч третьих детей в донских семьях. С 2013 года более 24 тысяч родителей получали ежемесячную выплату при рождении третьего или последующих детей. В этом году размер выплаты составил 8 013 рублей.

С 2013 года Ростовской областью реализуются мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках исполнения 600-го «майского» Указа Президента Российской Федерации. Поручение о завершении расселения данного фонда в срок до 01.09.2017 года Ростовской областью выполнено досрочно. Общий объем фонда, расселенного за этот период, составляет 101,5 тыс. кв. метров.

Однако на этом вопрос с ликвидацией аварийного фонда не решен в полном объеме. За период с 01.01.2012 года по настоящее время дополнительно признано аварийными 198,2 тыс. кв. метров фонда. Эта тенденция подтверждается результатами проверки, проведенной Палатой в 2016 году.

В целях отселения фонда, признанного аварийным после 01.01.2012 года, Правительством Ростовской области в 2016 году утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 – 2030 годах».

В программу включены 21 город и муниципальный район, на территории которых имеется аварийный жилищный фонд, признанный таковым с 01.01.2012 по 01.04.2016 года, площадью 165,33 тыс. кв. м. (8518 человек из 3755 семей).

Действие программы началось в 2017 году, в котором проводятся подготовительные мероприятия. Начиная с 2018 года, ежегодно на мероприятия по переселению граждан планируется направлять средства областного бюджета в размере 500 миллионов рублей. Общий объем финансирования Программы составит 7,0 миллиардов рублей, в том числе: 6,0 миллиардов рублей - средства областного бюджета, 1,0 миллиард рублей – средства местных бюджетов.

Учитывая, что тема сегодняшней конференции включает вопросы оценки качества предоставляемых услуг, далее я хотел бы подробнее остановиться на реализации 601-го Указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Этот Указ содержит ряд показателей, направленных именно на повышение качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг.

Эти вопросы рассматривались Палатой в рамках проведенного аудита эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию программных мероприятий по оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Ростовской области, в том числе через многофункциональные центры.

В ходе аудита нами был проведен анализ целевых показателей, достижения критериев оценки эффективности реализации программных мероприятий, статистических данных, результатов мониторингов; проверены организация процессов и результативность использования бюджетных средств.

Палатой проведен опрос методом фокус-группы, привлечены материалы ученых, специалистов и практиков в этой инновационной сфере.

На основе детального анализа информации, предоставленной всеми муниципальными образованиями области, Палатой было показано, что основная нагрузка по финансовому обеспечению деятельности МФЦ ложится на местные бюджеты. Общий объем финансирования из местных бюджетов составил за проверяемый период 1 154,9 млн. рублей – доля 83,1%, с разбросом по годам: в 2013 году – 93,9%, в 2014 году – 77,5% на 2015 год –73,1%.

Аудит показал устойчивую положительную тенденцию достижения целевых показателей работы сети МФЦ и оказания услуг. На сегодняшний день Ростовская область находится в тройке лидеров среди субъектов Российской Федерации по развитию данного направления. В области создана и совершенствуется необходимая нормативная, организационная база и информационная среда для деятельности МФЦ.

В то же время аудит выявил ряд факторов, снижающих эффективность и результативность использования бюджетных средств в деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления и МФЦ.

При проведении аудита Палатой были выявлены проблемные вопросы:

- низкий охват областных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ, в сфере поддержки бизнеса и инвестиционной деятельности;

- в ряде муниципальных образований не было обеспечено в полной мере создание административно-регламентной базы для предоставления услуг в системе МФЦ, включая платную основу;

- недостаточен уровень типизации и единообразия в формировании ведомственных данных по всей сети МФЦ.

По результатам аудита Губернатору Ростовской области было направлено предложение поручить уполномоченным органам рассмотреть вопросы совершенствования системы целевых показателей, обеспечивающих оценку мероприятий на основе комплексного подхода и показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации № 601.

В целях реализации предложений Палаты на уровне Правительства Ростовской области был разработан и реализуется план мероприятий по совершенствованию сети МФЦ. Так, в числе прочих реализованы мероприятия:

- внесены изменения в областное законодательство в части передачи в бюджеты муниципальных образований с 1 января 2016 года 90% поступающих в областной бюджет средств от уплаты заявителями МФЦ государственных пошлин при получении государственных услуг;

- на базу МФЦ Ростовской области переданы 82 областные услуги, из них 71 в сфере поддержки бизнеса и инвестиционной деятельности;

- создан ситуационный центр, интегрированный с информационной системой МФЦ и позволяющий в режиме реального времени осуществлять мониторинг по широкому спектру показателей деятельности МФЦ;

- утверждены стандарты работы сети МФЦ Ростовской области.

На сегодняшний день в Ростовской области охват населения услугами МФЦ составляет 97%.

Сеть МФЦ организует предоставление 246 видов услуг.

Около 14% обращений в МФЦ поступают от бизнес-сообщества. В 22 МФЦ Ростовской области создано 33  окна для обслуживания предпринимателей. В текущем году планируется создание в г. Ростове-на-Дону специализированного МФЦ для бизнеса на 10 окон.

Удовлетворенность качеством предоставления услуг в МФЦ по итогам 2016 года составляет 98 процентов. Среднее время ожидания в очереди в МФЦ в 2016 году – менее 6 минут.

На портале gosuslugi.ru обеспечена возможность подачи заявлений на получение 119 региональных и 38 типизированных муниципальных услуг. В 2016 году в электронном виде оказано порядка 370 тыс. услуг.

В 2016 году на портале госуслуг были зарегистрированы более 1,7 млн жителей Ростовской области (48,8%), что соответствует 8 месту среди субъектов Российской Федерации. Сегодня этот показатель составляет 1,8 млн или 50,7 % жителей региона.

В завершение своего выступления хотел бы выразить надежду на то, что наш сегодняшний обмен опытом позволит выработать общие подходы к рассматриваемым вопросам, а также будет способствовать совершенствованию методологии контроля за реализацией майских Указов Президента Российской Федерации со стороны контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации.

Хотел бы еще раз поздравить с 20-летием работы коллег из Краснодарского края, лично Юрия Александрович Агафонова, и пожелать им высоко держать планку лидерства среди контрольных органов Российской Федерации, что позволит в целом надеяться на наш общий успех.


Спасибо за внимание!


Назад