Выступление Председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области В.И. Хрипуна «Роль органов внешнего финансового контроля в реализации государственной политики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд»
15.04.2011
Уважаемые участники конференции!

Безусловно, проведение конференции, посвященной вопросам развития законодательства о закупках, является темой актуальной для обсуждения как в масштабах страны, так и на уровне области.

Результаты проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой Ростовской области в 2010 году, свидетельствуют о том, что сфера закупок по-прежнему является одной из «зон риска» финансовых и коррупционных нарушений. Нами традиционно контролировалось соблюдение требований законодательства и нормативных правовых актов о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Общая сумма контрактов, заключенных и исполненных с нарушениями составила 3719,9 млн. рублей.

Приведу лишь отдельные примеры. Заключенный муниципальный контракт на строительство мусороперегрузочной станции в г.Новочеркасске не соответствовал проекту контракта, входящему в состав конкурсной документации, на момент заключения контракта отсутствовала утвержденная в установленном порядке проектно-сметная документация. Помимо первоначально заключенного контракта, действие которого окончилось, на основании одной и той же процедуры размещения заказа было подписано еще 4 муниципальных контракта, что также не соответствовало требованиям и условиям конкурсной документации. Сроки выполнения работ продлевались по этому контракту, а также по контракту на капитальный ремонт временного водозабора для водоснабжения города.

Еще один пример. В ходе проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных в 2009-2010 годах на строительство и реконструкцию объектов водопроводно-канализационного хозяйства было отмечено, что муниципальный контракт на реконструкцию водопроводных сооружений города Батайска (КВС-1), в части обязательств на сумму 145044,0 тыс. рублей, не соответствовал условиям аукционной документации.

Кроме  того, заключение дополнительного соглашения к контракту на реконструкцию КВС-1, после окончания его действия, привело фактически к принятию новых обязательств по реконструкции на 179092,6 тыс. рублей без размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ для муниципальных нужд, предусмотренного Федеральным законом.

Выявление подобных нарушений стало системой. Случаи несоблюдения требований законодательства и нормативных правовых актов о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд были отмечены в ходе 36 контрольных мероприятий.
Назову наиболее типичные группы нарушений.

Наибольший объем нарушений был связан с несоблюдением государственными и муниципальными заказчиками процедурных требований в ходе организации и проведения конкурсных торгов. Так, например, были установлены отдельные несоответствия при отражении сведений в конкурсных и аукционных документациях и извещениях о проведении конкурсов и аукционов; отмечено отсутствие подписей отдельных членов единой комиссии; были заключены контракты без расшифровки работ, указанных в технической части аукционной документации; несоблюдены сроки заключения контракта; конкурсная документация содержала противоречивые условия и др. Такие нарушения были выявлены в ходе проверок 24 муниципальных образований области (г.г.  Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Шахты, Боковский, Кашарский, Морозовский, Матвеево-Курганский, Чертковский и Сальский районы, Красновское, Пиховкинское и Старостаничное сельские поселения Каменского района, Летницкое и Развильненское сельские поселения Песчанокопского района и др.), а также  10 главных распорядителей средств областного бюджета и подведомственных минпромэнерго Ростовской области учреждений.

Проверками были отмечены случаи неисполнения муниципальными заказчиками отдельных условий заключенных контрактов (Ремонтненский район, Анастасиевское сельское поселение Матвеево-Курганского района). Аналогичные нарушения были допущены отдельными главными распорядителями средств областного бюджета, а также подрядными организациями и поставщиками.

Было выявлено неправомерное изменение в контрактах условий, указанных в конкурсной документации (г. Новочеркасск, Матвеево-Курганское сельское поселение Матвеево-Курганского района, Тюльпановское сельское поселение Заветинского района, минсельхозпрод области).
Имели место факты осуществления закупок без размещения заказа в установленном порядке (г.г. Гуково, Новошахтинск, Кашарский район).

По всем выявленным нарушениям законодательства о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд направлены соответствующие представления с предложениями об их устранении и обеспечении комплекса мероприятий по недопущению их в дальнейшем.

Кроме того, результаты проверок уполномоченных органов указывают на то, что существующая система государственных закупок не стимулирует участие в торгах производителей, а наличие посредников приводит к удорожанию стоимости поставки товаров, выполнения работ (услуг) для государственных или муниципальных нужд, что требует совершенствования законодательной базы в сфере государственных закупок, включая систему контрактации.

Хотел бы также проинформировать вас о том, что в минувшую пятницу Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Вадимовича Степашина рассмотрела результаты проверки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Материалы Счетной палаты и оценки международных институтов свидетельствуют о низкой продуктивности системы закупок для госнужд. Оценка эффективности сложившейся практики госзакупок по методике Всемирного банка не превышает 0,4 при норме 1,0.

Также было отмечено, что ориентация на закупки простых продуктов по минимальной цене приводит к искусственному дроблению закупок сложной продукции и размыванию ответственности за конечный результат, а также к росту стоимости и сроков исполнения контрактов.

В материалах проверки подчеркивается, что в системе отношений в сфере закупок для госнужд специальными нормами права урегулирован только порядок размещения заказов на поставки товаров, работ и услуг для госнужд. Закон № 94-ФЗ ориентирован на использование конкурентно-рыночных механизмов ценообразования путём совершенствования организационно-технических методов размещения госзаказа.

Несмотря на непрерывную коррекцию действующего законодательства, наблюдается снижение конкуренции. Отсутствие системы льгот и преференций производителям (поставщикам) продукции, работ и услуг для госнужд, а также механизмов их реализации не мотивирует участие бизнеса в секторе государственного рынка. Показатель конкуренции снизился с 3,68 в 2005 году до 2,78 в 2010 году. Растут расходы по контрактам с единственным поставщиком. Опережающими темпами растут цены госзакупок по отношению к ценам корпоративного и потребительского рынков. Количество недобросовестных поставщиков с 2008 года увеличилось в три раза.

Одной из причин является недостаточно полное согласование общественных потребностей, государственных и муниципальных нужд. До настоящего времени не определен статус лиц, ответственных за администрирование контрактных отношений и конечные эффекты отраслевой и региональной политики госзаказа.

С точки зрения Счетной палаты, принятие руководством страны решения о переходе к программному бюджету и формировании национальной платежной системы открывают новые возможности достижения общественных эффектов за счет синхронизации управления жизненными циклами проектов, контрактов и активов.

При этом одной из мер могла бы стать разработка системообразующего федерального закона о государственных (муниципальных) закупках как базового закона, формируемого по решению Президента Российской Федерации.
В этой связи важно сказать о том, что 11 апреля Госдума приняла во втором и третьем чтении разработанный Минэкономразвития и внесенный в Госдуму правительством пакет поправок к закону "О госзакупках".

Документом вносятся в действующий закон два принципиально новых положения. Поправки обязывают заказчика обосновывать начальную цену контракта. Для этого можно использовать данные статистики, официальных сайтов производителей, реестр ранее заключенных государственных и муниципальных контрактов и результаты исследований рынка (общедоступные и специально заказанные).

Вторым изменением закона станет предоставление правительству права определять особый порядок для конкретных закупок, а также отдельных товаров и услуг. Особым может быть и способ размещения заказа, и порядок определения победителя. Для этого нужен нормативный акт, проект которого готовится Минэкономразвития и в обязательном порядке визируется Минфином и ФАС.

Одновременно новый закон позволит заказчикам выдвигать требования к срокам и объему гарантий на товар, работу, услугу, к потенциальным расходам на обслуживание и эксплуатацию товара. Заказчик может потребовать проведения монтажа и наладки оборудования, обучения лиц, эксплуатирующих и обслуживающих новый товар. Если речь идет о закупках техники на сумму свыше 50 млн руб. или медицинского оборудования, подобные требования должны выставляться в обязательном порядке.

Обязательная гарантия на новый товар дороже 50 млн руб., а также на медицинское оборудование составит от 2 до 10%.

Правительству дано право устанавливать особый порядок размещения заказов региональными и муниципальными властями, в том числе с установкой квалификационных требований к участникам торгов. Но, только при условии, что закупки полностью или частично осуществляются за счет трансфертов из федерального бюджета или средств внебюджетных фондов.

Как следует из комментариев руководителей Минэкономразвития, опубликованных в СМИ, внесенные поправки не отменяют подготовку принципиально нового закона о госзакупках.

Согласно экспертным оценкам принятый закон дает возможность опробовать на практике новые способы размещения госзаказа, отобрав лучшие модели для последующей корректировки самого, наверное, критикуемого в стране закона, а также повышения гибкости госзаказа.

В заключение хотел бы отметить, что наша сегодняшняя встреча в рамках Регионального форума является важным элементом взаимодействия всех участников государственной системы закупок, позволяющим определить проблемные точки, обменяться мнениями, выработать подходы к решению существующих проблем.

С точки зрения деятельности Контрольно-счетной палаты как органа внешнего финансового контроля сегодня на первый план выходят не только вопросы законности расходования бюджетных средств на закупки, но и, прежде всего, оценки эффективности всей сложившейся системы государственного заказа в Ростовской области, включающей не только этапы планирования и размещения заказа, но и заключения, а главное, исполнения контракта в полном объеме, в установленные сроки и с высоким качеством. Представляется, что эта задача может быть решена исключительно при взаимодействии со всеми уполномоченными органами, представляющими как сторону государственного заказчика, так и исполнителя по госконтракту, с учетом необходимости повышения ответственности всех участников процесса.

Спасибо за внимание.
Назад