Инновации в аудите востребованы и необходимы
17.11.2010
Контроль использования бюджетных средств, несомненно, является важным инструментом государственного управления. Выбор форм и методов работы финансовых контролеров сегодня во многом обусловлен сложившейся экономической ситуацией.

Об этом читателям «НП» рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области Валерий ХРИПУН во время встречи с журналистами в медиа-центре журнала «Национальные приоритеты».

— Валерий Иванович, какие направления деятельности в минувшем году стали для донской КСП наиболее значимыми, и какие факторы повлияли на этот выбор?

— В 2009 году Контрольно-счетная палата Ростовской области в полном объеме выполнила мероприятия, включенные в план, утвержденный Законодательным Собранием области. Мы провели более двухсот контрольных мероприятий, выполнили все намеченные экспертно-аналитические, методические, информационные и другие мероприятия. Контрольными мероприятиями было охвачено 25 министрерств и ведомств, являющихся главными распорядителями средств областного бюджета, 270 муниципальных образований. Такие проверки, в соответствии с законом о КСП, мы должны проводить 1 раз в 2,5 года в каждом муниципальном образовании. 
Систематическое, последовательное проведение Палатой таких проверок с установленной законом периодичностью во многом способствует укреплению финансовой дисциплины.
Кроме того, в прошлом году была проверена отчетность всех 36 главных распорядителей средств областного бюджета. Соответствующее заключение по исполнению областного бюджета было подготовлено в срок и направлено в Законодательное Собрание. Эта работа проводится в соответствии с Бюджетным кодексом накануне принятия Законодательным Собранием отчета работы за истекший год. То есть, в марте-апреле 2009 года мы проводили внешние проверки бюджетной отчетности всех областных министерств и ведомств по работе за 2008 год. Результаты этих проверок легли в основу заключения Палаты на отчет об исполнении областного бюджета за 2008 год, представленного минфином в Законодательное Собрание.
Отмечу, что в прошлом году нами также были проведены внешние проверки бюджетной отчетности муниципальных образований. Это сравнительно новая тема проверок, связанная с внесенными в Бюджетный кодекс изменениями. Теперь все бюджеты муниципальных образований, которые имеют дотацию более 70 процентов в течение двух из трех последних лет, подлежат внешней проверке 1 раз в 2 года. Таких проверок в 2009 году у нас было 96.
Далее, было проведено 12 тематических проверок по наиболее актуальным темам, которые требовали комплексной оценки, анализа по состоянию дел в целом. Помимо этого, мы провели 20 внеплановых проверок, необходимость в которых возникла уже в ходе исполнения бюджета 2009 года. 
Из них я бы отметил два серьезных направления. В начале года, по поручению губернатора В.Ф.Чуба мы провели проверки достоверности кредиторской задолженности за 2008 год по бюджетным обязательствам, исполнение которых предусматривалось за счет средств областного бюджета.
Нами было выявлено, что в состав бюджетных обязательств отдельных министерств и ведомств были включены невыполненные работы на сумму свыше 53 млн. рублей. Они не были оплачены и впоследствии - по результатам наших проверок произведено сокращение кредиторской задолженности, довыполнен ряд работ, документы приведены в соответствие с законодательством.
Напомню, что в начале прошлого года экономике области пришлось работать с учетом последствий мирового финансово-экономического кризиса. Поэтому были необходимы превентивные меры, которые требовали бы оперативного реагирования уже в ходе исполнения бюджета. В дальнейшем, в течение всего года во всех муниципальных образованиях, бюджетных учреждениях, куда мы заходили с нашими проверками, мы также проверяли эти вопросы.
В условиях новой экономической ситуации потребовался не только более тщательный подход к соблюдению законодательства, финансовой дисциплины, но и поиск резервов экономии бюджетных средств, сокращения расходов. Мы стали больше внимания уделять применению новых подходов, ориентированных на упреждение финансовых нарушений.
В этом русле мы совместно со Счетной палатой России провели 4 внеплановых проверки. Одна из них, к примеру, была связана с реализацией на территории области приоритетного национального проекта «Здоровье». В связи с обращением Счетной палаты Российской Федерации, мы приняли участие в проведении контрольного мероприятия полноты поступления, целевого и эффективного использования средств, выделенных в рамках нацпроекта «Здоровье» на финансирование закупок медицинского оборудования для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, на проектирование, строительство и оснащение перинатального центра в Ростовской области. 
Еще одна совместная со Счетной палатой России проверка рассматривала вопросы целевого использования средств, выделенных Фондом содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилья. 
Совместно со Счетной палатой России, мы провели проверку целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, предусмотренных в 2006-2008 годах на выполнение комплекса мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности, итоги которой рассмотрены на Коллегии Счетной палаты Российской Федерации. По результатам проверки принято решение о направлении представления Счетной палаты Российской Федерации Министру энергетики Российской Федерации, а также писем Правительству Российской Федерации, Министру финансов Российской Федерации, Губернатору Ростовской области с предложениями по дальнейшему финансированию этих программ.
Также, совместно со Счетной палатой России, Счетной палатой Украины и Контрольно-счетной палатой Краснодарского края, начата параллельная проверка использования государственных средств, выделенных на регулирование, охрану, изучение и воспроизводство водных биологических ресурсов и обеспечение экологической безопасности в Азово-Черноморском рыбопромысловом бассейне.

— Было ли уделено внимание проблемам реализации других приоритетных национальных проектов, социально значимых программ?

— Разумеется. В рамках последующего контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных для реализации приоритетных национальных проектов, как и в предыдущие годы были проверены отдельные направления нацпроекта «Образование». В частности, рассмотрены вопросы расходования средств, направленных на стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, а также использование школьных автобусов, приобретенных за счет средств областного бюджета и полученных в централизованном порядке.
Также в прошлом году была проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных на осуществление мероприятий, связанных с реализацией приоритетного нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»
Палатой осуществлена проверка использования средств областного бюджета, направленных для решения социальных проблем населения области. В частности, предметом нашего контрольного мероприятия стало использование средств, выделенных на льготное обеспечение жителей Ростовской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Палатой была проведена проверка использования средств областного бюджета, направленных в шахтерские территории на кредитование строительства жилых домов в целях реализации мероприятий по содействию гражданам в приобретении или строительстве жилья взамен сносимого ветхого. 
Могу сообщить, что проверками использования средств областного бюджета также были охвачены министерство культуры Ростовской области, Минтруда Ростовской области (в части учреждений социального обслуживания населения – домов интернатов для престарелых и инвалидов), Минспорта, Минстрой области в части объектов инфраструктуры спорта. 
В рамках отдельной тематической проверки рассмотрен вопрос целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных из резервного фонда администрации Ростовской области на финансирование непредвиденных расходов областного бюджета. 
Палатой было уделено много внимания проверкам полноты и своевременности поступления в консолидированный бюджет области средств от распоряжения и использования земельных ресурсов, эффективности предоставления и использования земельных участков для строительства и иных целей.
В сфере особого внимания КСП Ростовской области в 2009 году были субвенции, поступающие в областной бюджет из федерального бюджета и направляемые на реализацию переданных центром полномочий в области содействия занятости населения, а также на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан (ветеранам, инвалидам).

— Очевидно, что работа палатой проделана немалая. И каковы результаты?

— Могу констатировать: результаты проведенных нашей палатой контрольных мероприятий свидетельствуют, что при исполнении областного и местных бюджетов в целом соблюдались требования действующего бюджетного законодательства, обеспечивалась полнота и своевременность поступлений доходов, использование бюджетных средств осуществлялось правомерно и эффективно.
Вместе с тем, выявлены различные нарушения и недостатки при формировании и исполнении бюджетов и работе с государственной и муниципальной собственностью.
В ходе проверок доходной части бюджетов установлены нарушения при получении и возмещении бюджетных средств на общую сумму 83, 8 млн. рублей. Также — нарушения при работе с государственной и муниципальной собственностью, приведшие к недопоступлениям средств в бюджеты, в сумме 172, 2 млн. рублей. Имели место также резервы роста доходной базы местных бюджетов.
Выявлены нарушения, допущенные при расходовании бюджетных средств, из которых нецелевое использование средств составило 13, 1 млн. рублей (для сравнения, в 2008 году было 24, 3 млн. рублей). Завышение расходов бюджетов в связи с завышением объемов и стоимости выполненных работ, переплаты (недоплаты) и неположенные выплаты, сверхнормативные и неподтвержденные расходы — 202, 8 млн. рублей.
По результатам проведенных контрольных мероприятий в соответствии с решениями коллегии КСП руководителям проверенных объектов направлено 264 представления, большинство из которых до конца 2009 года исполнены. Было также направлено более 370 информационных писем в адрес вышестоящих организаций, в которых вносились предложения по прекращению нарушений и устранению условий, их порождающих.
Вообще должен особо отметить, я уже многократно упоминал об этом, что руководство области, и, прежде всего губернатор Владимир Федорович Чуб, очень жестко реагируют на предоставляемые КСП результаты проверок. Для нарушителя ситуация складывается совершенно однозначная. Либо он сам устранит нарушения, либо губернатором в соответствии с действующим законодательством к нему будут применены финансовые санкции в полном объеме.
По фактам выявленных случаев нецелевого использования бюджетных средств составлено 96 протоколов об административных нарушениях. К административной ответственности привлекались руководители органов местного самоуправления (глава Константиновского района, главы администраций 20 поселений, из них 7 в Зимовниковском районе, 5 в Орловском, 2 в Красносулинском районе и другие). Также – руководители муниципальных учреждений. Суммы нецелевого использования в полном объеме возмещены в бюджет.
В результате принятых мер в консолидированный бюджет Ростовской области перечислено 74 млн. рублей, выполнены подрядные работы на сумму 75, 6 млн. рублей, сокращена кредиторская задолженность по бюджетным обязательствам на 48, 6 млн. рублей. Уменьшены лимиты бюджетных обязательств на 8, 9 млн. рублей. Приведены в соответствие с требованиями нормативных актов первичные документы на сумму 42, 4 млн. рублей. Приняты также иные меры: направлены иски, претензии, заключены договоры, соглашения на общую сумму 75, 9 млн. рублей.
В целях недопущения в дальнейшем нарушений и недостатков в работе издано 892 нормативных правовых акта, привлечено к дисциплинарной ответственности 1120 должностных лиц. 
В соответствии с соглашениями о взаимодействии с правоохранительными органами и прокуратурой по фактам нарушений, содержащим признаки уголовных преступлений, направлено для рассмотрения и применения мер реагирования 33 материала, в том числе 18 – по результатам проверок отчетного периода, возбуждено 3 уголовных дела. 

— Валерий Иванович, насколько успешно, на ваш взгляд, ныне развивается сотрудничество возглавляемой вами КСП с органами внешнего финансового контроля России и зарубежья?

— Мы продолжаем работу в рамках ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, взаимодействие со Счетной палатой РФ. О совместных проверках я уже упомянул, однако было и другое сотрудничество: методическое, информационное. Мы приняли участие в работе органов ИНТОСАИ, международной организации органов внешнего финансового контроля, которая объединяет контрольные органы многих стран мира.
Под эгидой ИНТОСАИ в Пекине прошло мероприятие, которое было посвящено использованию ключевых национальных показателей для оценки деятельности и состояний экономик. В том числе и на региональном уровне.
По моему мнению, это новая и весьма злободневная тема, требующая глубокого осмысления. Особенно с учетом тех кризисных явлений, которые пока еще полностью не завершены. 
Мы также приняли участие в работе ЕВРОРАИ (Европейской организации региональных счетных органов). Как многие помнят, в мае минувшего года у нас в гостях был президент этой авторитетной организации господин Кристиан Мелли, который во время визита ознакомился с нашей работой. А в октябре в Барселоне состоялась ежегодная конференция ЕВРОРАИ. На ней мы заявили достаточно интересный доклад, посвященный реструктуризации угольной промышленности, который коллегами со вниманием и был выслушан. Мы подробно проанализировали также экологические последствия данного процесса. Выяснилось, что такая проблема волнует многих наших европейских коллег из Германии, Австрии, Испании и других государств. 

— Международный опыт, разумеется, неплохое подспорье в работе. А как насчет использования внутренних резервов, повышения квалификации ваших сотрудников?

— Нужно согласиться с тем, что решение серьезных вопросов, которые возложены на КСП области, было бы затруднено без основательной подготовки кадров. 

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в Палате проводится системная работа по повышению квалификации специалистов. В течение 2009 года 17 сотрудников повысили квалификацию в вузах Москвы и Ростова-на-Дону.
Сотрудники Палаты приняли активное участие в подготовке и проведении учебных и практических занятий Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (НОУ ВПО) «Южно-Российский институт финансового контроля и аудита» по направлению подготовки «Аудитор государственного и муниципального управления». В прошлом году в этом вузе по программе «Государственный финансовый контроль в современных условиях. Аудит эффективности использования государственных ресурсов», кроме 10 сотрудников Палаты, прошли обучение и повысили свою квалификацию специалисты органов внешнего финансового контроля других субъектов юга России и муниципальных образований области (городов Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Таганрога, Шахты).
В соответствии с действующим законодательством 22 сотрудника сдали квалификационные экзамены по присвоению классных чинов, прошли аттестацию 27 специалистов Палаты. Ежегодно мы проводим на конкурсной основе формирование резерва кадров. Необходимо отметить достаточно большое количество желающих принять участие в этих конкурсах.
Регулярно ведется работа по организационно-техническому оснащению деятельности Палаты. В целях автоматизации процесса проведения проверок, а также совершенствования учета результатов контрольной деятельности начата опытная эксплуатация комплексов программных средств «Аудит программ и проектов» и «Планирование и контроль основной деятельности КСО», полученных в рамках Государственной информационной автоматизированной системы контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО).
Ведение имеющихся в Палате банков данных методических материалов и документов проведенных проверок с помощью организации удаленного доступа позволяет осуществлять совместную работу и консультации инспекторских групп работающих на выезде в различных территориях области, со специалистами правового и экспертно-аналитического отделов в режиме «он лайн». 
Ряд подходов и методов работы, которые стали применяться Палатой, были подсказаны самой жизнью. В сложившихся экономических условиях очень важная проблема — эффективное использование бюджетных средств. Не так давно, например, при проверке областного министерства по физической культуре и спорту, мы обнаружили факты неэффективного использования средств, неэффективного использования собственности, управления подведомственной сетью и так далее. Как известно, в конце концов, были приняты серьезные кадровые решения, в том числе, был назначен новый министр. 
И это не единичный пример. В частности, среди контрольных мероприятий, которые Палата проводит в первом квартале этого года — аудит эффективности использования бюджетных средств министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области при выполнении поставленных перед ним задач и функций. Это контрольное мероприятие мы проводим по инициативе губернатора Ростовской области В.Ф.Чуба, а также при заинтересованном содействии недавно назначенного зам.губернатора- министра сельского хозяйства и продовольствия области В.И. Черкезова.
Таким образом, одним из актуальных направлений нашей работы становится аудит эффективности в его классической форме - по стандартам, формирующимся у нас, и уже сложившимся в мировой практике. Причем, на сегодня важно не допустить неэффективного использования бюджетных средств еще на этапе заключения контрактов или на стадии принятия бюджетных обязательств, чтобы избежать финансовых потерь в принципе. 
Новые требования Бюджетного кодекса по бюджетированию, ориентированному на конечный результат, ставят перед контрольно-счетными органами ряд других задач, к числу которых относится разработка методологии стратегического аудита, аудита программно-целевой структуры деятельности субъектов бюджетного планирования. 
На повестке дня сегодня стоит вопрос организации контроля за реализацией стратегически значимых проектов социально-экономического развития регионов. Эта система, включающая в себя применение стратегического аудита, финансового аудита и аудита эффективности, позволит органам внешнего государственного контроля охватить всей цикл использования бюджетных средств: от разработки проектов до получения конечного результата. 
Проведение аудита эффективности, стратегического аудита, аудита программно-целевой структуры деятельности субъектов бюджетного планирования, применение методов упреждающего контроля и других инноваций, думаю, должно стать нашим ответом на современные экономические вызовы. В ходе наших контрольных мероприятий мы будем использовать методы, выбор которых диктует время.

Беседу вели Юрий СЕЛЕЗНЕВ, Анатолий МАКСИМЧУК
Назад