Тезисы выступления Председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области В.И.Хрипуна в программе "Интервью" МедиаГруппы "Южный Регион" 9.12.2011г.
09.12.2011
9 декабря 2003 года в г. Мерида (Мексика) для подписания была открыта Конвенция ООН против коррупции. В числе первых стран, подписавших ее, была Россия. И это не случайно.
Среди наиболее актуальных социальных проблем, стоящих перед современной Россией борьба с коррупцией является важнейшей.
Коррупционные проявления угрожают экономической безопасности страны, приводят к неэффективному использованию бюджетных средств и огромным материальным потерям - как прямым, так и косвенным.
В этой связи нельзя не учитывать роль государственного внешнего финансового контроля в деле борьбы с коррупцией.
Как отметил председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашин существует обратная зависимость между тем, насколько эффективна система государственного аудита в конкретной стране, и тем, насколько высок там уровень коррупции. Чем больше в деятельности органов исполнительной власти зон, недоступных для внешнего аудита, тем с большей вероятностью там можно обнаружить проявление коррупции. По нашему мнению контрольно-счетные органы Российской Федерации являются одним из реальных инструментов контроля общества в этой сфере.
В рамках своих полномочий мы можем содействовать борьбе с коррупцией путем применения аудиторских методов и процедур, направленных на выявление, предупреждение и профилактику коррупции в системе управления государственными финансами, которая, к сожалению, всегда подвергается значительным коррупционным рискам.
Одним из действенных направлений борьбы с коррупцией считаем сотрудничество с правоохранительными и контрольными органами на базе заключенных соглашений. Целью подобного сотрудничества является предупреждение и выявление нарушений, связанных с незаконным использованием бюджетных средств, областной и муниципальной собственности. В настоящее время Контрольно-счетная палата активно взаимодействует практически со всеми федеральными структурами по этим вопросам.
С правоохранительными структурами постоянно происходит обмен информацией, представляющей взаимный интерес. Так в истекшем периоде 2011 года Палатой было направлено в прокуратуру Ростовской области 126 материалов по фактам, в которых усматриваются признаки преступлений. По целому ряду направленных материалов приняты оперативные меры прокурорского реагирования. Возбуждено два уголовных дела.
Например, при проверке соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования «Обливский район» действующего законодательства Палатой был выявлен ряд нарушений в части оплаты бюджетных средств за фактически невыполненные работы, в результате чего бюджету Обливского района причинен ущерб в крупном размере – 463, 7 тыс. рублей. В отношении должностного лица, совершившего эти нарушения, проводится расследование.
Вообще такой вид нарушений как завышение объемов и стоимости выполненных работ относится к самым, на наш взгляд, коррупциогенноемким, при этом, наличие коррупционных рисков в случае завышения объемов и стоимости работ, в основном, обусловлено возможной деятельностью заказчиков и органов строительного контроля в интересах подрядных организаций, и, следовательно, в ущерб достижению необходимого общественно-значимого результата.
Так, при проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на капитальный ремонт многоквартирных домов, в том числе за счет средств, поступивших из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, установлено завышение объемов работ на общую сумму 10 879,3 тыс. рублей.
Наибольшая сумма завышений установлена при проверке использования средств, выделенных на капитальный ремонт дома номер 101 по пр. Баклановскому в г.Новочеркасске, где установлено невыполнение работ ООО «Вымпелом-4» и ООО «Феникс-Строй» по ремонту фасада и смене инженерных коммуникаций на общую сумму 1 331,6 тыс. рублей, что составляет 15,7% от стоимости всего капитального ремонта дома. Общее завышение работ по капитальному ремонту МКД в г. Новочеркасске составило 3019,9 тыс. рублей, или 30% от выявленных в рамках проверки завышений. Также большие суммы «приписок» установлены в г. Батайске (2 928 тыс. рублей), Таганроге (1 343 тыс. рублей), Гуково (1 237 тыс. рублей).
Только в текущем периоде 2011 года инспекторами Палаты установлено завышений на общую сумму почти 77 953,1 тыс. руб. на 209-ти объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта, финансируемых за счет бюджетных средств, что свидетельствует об их системности и масштабности, а также о том, что наша деятельность по выявлению и пресечению этих нарушений продолжает оставаться актуальной.
Важным также видится такое направление деятельности Палаты, как выявление условий, создающих возможности для коррупционных проявлений. Очень часто неэффективное использование бюджетных средств напрямую связано с фактами коррупции. Важным элементом совершенствования управления государственными финансовыми и материальными ресурсами, профилактики возникновения коррупции является аудит эффективности. Он сосредоточен на вопросах экономичности, эффективности и результативности бюджетных программ, деятельности отдельных государственных органов и организаций, вопросах управления. В последнем случае, например, могут рассматриваться различные вопросы, связанные с выполнением руководящими работниками своих обязанностей по стратегическому и другому планированию, реализации, контролю, оценке и принятию последующих мер.
Показательными в этом отношении являются результаты проведенного Палатой в июле 2010 года аудита эффективности распоряжения, использования и продажи земельных участков, выделенных из состава невостребованных земельных долей, в 10 муниципальных районах области (Морозовском, Константиновском, Тацинском, Боковском, Каменском, Сальском, Целинском, Шолоховском, Белокалитвинском, Дубовском) и 97 городских и сельских поселениях, входящих в их состав. Объем проверенных средств составил 175,0 млн. рублей.
Аудит эффективности выявил проблемы, связанные с учетом земельных долей, неурегулированностью законодательства по вовлечению в оборот земель сельхозназначения, относящихся к выморочному имуществу, типичные нарушения и недостатки при распоряжении и использовании земельными участками, сформированными в счет невостребованных земельных долей.
За период 2011 года большой объем нарушений выявлен при осуществлении государственных (муниципальных) закупок, которые также являются сферой, серьезно подвергнувшейся коррупционным проявлениям. Эти нарушения выявлены на общую сумму 1 113 466,8 тыс. рублей.
При этом в правоохранительные органы переданы материалы на сумму 70 022,0 тыс. рублей, или 23,3 % от объема принятых мер, утверждены мероприятия по усилению контроля – 43 550,6 тыс. рублей (14,5%), ряд должностных лиц привлечен к дисциплинарной ответственности.
В этой связи полагаем, что выбор между бесконечным "совершенствованием" Закона N 94-ФЗ, регламентирующего сферу закупок, и принятием закона о федеральной контрактной системе, позволяющего совершить кардинальный прорыв в сфере экономического развития, - это выбор между "совершенствованием" отдельных процедур, по которым закупается самое дешевое, некачественное, неэффективно используются бюджетные средства, и где существует множество коррупционных рисков, и созданием полноценной закупочной системы с упором на эффективность закупок, их связанность единым циклом и информационной открытостью.
Необходимо также отметить, что в связи с тем, что основу государственного и муниципального имущества составляют такие объекты, как земельные ресурсы, здания, строения и сооружения, акции, предприятия и учреждения, денежные средства и т.д., в государстве должна обеспечиваться жесточайшая политика их распределения между заинтересованными в этом лицами и на корню пресекаться все коррупционные проявления.
Для развития правового регулирования земельных отношений важным является преодоление имеющихся негативных явлений оборота земель, подрывающих правовую, экономическую и социальную стабильность. Непростая ситуация сложилась в настоящее время с установлением и соблюдением правового режима земель, распоряжением и пользованием ими.
Для преодоления этих явлений потребуются повышение результативности государственного и муниципального контроля.
Подводя итог сказанному, отметим, что проблемы коррупции в России сохраняют свою актуальность и представляют собой одну из наиболее обсуждаемых тем в современном российском обществе. Государственный аудит является одним из инструментов, позволяющих не только регистрировать факты коррупции, но и предупреждать их. Поэтому при разработке общегосударственной стратегии борьбы с коррупцией в Российской Федерации принципиальное значение имеют меры по усилению аудита как в частном, так и в государственном секторе.
Назад