Тезисы выступления Председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области В.И.Хрипуна на заседании Законодательного Собрания Ростовской области 16 февраля 2012 года
20.02.2012

                                                     Уважаемый Василий Юрьевич!
                                                     Уважаемый Виктор Ефимович!
                                           Уважаемые депутаты и участники заседания!

Отчет о работе Палаты подготовлен в соответствии со вступившим в силу с 1 октября 2011 года новым Областным законом о Контрольно-счетной палате. В установленном порядке отчет внесен в Законодательное Собрание области.

Документ имеется у вас на руках. Поэтому, позвольте, кратко остановится лишь на основных моментах.

В 2011 году палата строила свою работу на основе плана, утвержденного Законодательным Собранием. В тесном взаимодействии с Правительством Ростовской области и комитетами Законодательного Собрания все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме. Проведено 152 контрольных мероприятия, обеспечено выполнение всех намеченных экспертно-аналитических, методических, информационных и других мероприятий. Кроме того, с учетом поступивших обращений проведено дополнительно 9 внеплановых проверок.

Контрольными мероприятиями было охвачено 27 главных распорядителей средств областного бюджета, 278 муниципальных образований, в том числе 11 городских округов, 38 муниципальных районов, 229 поселений. Проверено 966 объектов, по итогам проверок составлен 1671 акт.

Общий объем проверенных средств составил 68 млрд. рублей.

Основными направлениями проверок являлись проверки муниципальных образований и главных распорядителей бюджетных средств. При этом обеспечивалась предусмотренная периодичность – не реже одного раза в два с половиной года. Проводились внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований, а также бюджетной отчетности главных распорядителей средств областного бюджета.

Проведено 16 контрольных мероприятий по различной тематике, включая проверки эффективности распоряжения, использования и управления государственной собственностью, использования бюджетных средств на реализацию целевых программ, расходов на инвестиционные цели и другие.

Результаты проверок показали, что в целом соблюдались требования нормативных правовых актов, обеспечивалась полнота и своевременность поступлений доходных источников. Использование бюджетных средств осуществлялось правомерно и эффективно.

Вместе с тем, выявлены отдельные нарушения и недостатки.

При проверках исполнения бюджетов по доходам установлены нарушения на общую сумму 2 млрд. 263,7 млн. рублей, из них нарушения при работе с собственностью составили 2 млрд. 187,8 млн. рублей.

Следует отметить, что эти нарушения выявлялись нами в муниципалитетах и связаны они были, прежде всего, с неправомерными действиями при распоряжении собственностью.

Спектр таких нарушений достаточно широк и включает, прежде всего, отсутствие контроля по взысканию платежей за использование собственности, бесплатное ее предоставление в пользование, использование арендованных земельных участков не по целевому назначению.

Отмечу здесь также факты занижения размеров арендной платы, несоблюдения требований нормативных правовых актов, утвердивших базовые размеры и методики определения арендной платы, а также группу различных нарушений, связанных с продажей земельных участков.

При проверках целевого и эффективного расходования бюджетных средств было выявлено нецелевое использование средств, завышение объемов и стоимости работ, различные переплаты, неположенные выплаты, сверхнормативные и неподтвержденные расходы в общей сумме составили 251,1 млн. рублей.

Нужно отметить, что в этой сумме нецелевое использование бюджетных средств составило 59,0 млн. рублей, по сравнению с прошлым годом его объем увеличился в 2,6 раза. Такой рост обусловлен, прежде всего, значительным объемом выявленного нецелевого использования (35 млн. рублей) в городе Новочеркасске.

Осуществление МУП «Горводоканал» лизинговых платежей не влекло за собой увеличение стоимости основных средств и противоречило условиям их выделения, определенным утвержденным бюджетом и долгосрочной целевой программой развития системы инженерной инфраструктуры города Новочеркасска. В результате объект основных средств в муниципальной собственности не зарегистрирован и цель выделения средств не была достигнута. Произведенные в 2010 году расходы в сумме 35 млн. рублей признаны нецелевыми.

К сожалению, в отчетном году, по-прежнему, Палатой выявлялись в существенных объемах нарушения, связанные с завышением стоимости выполненных подрядных ремонтно-строительных работ.

Значительная часть нарушений (23,4 млн. рублей) установлена в результате контрольных обмеров фактических объемов ремонтно-строительных работ, произведенных на 86 объектах социальной сферы (школы и детские сады, больницы и поликлиники, музеи и дома культуры, жилые дома), а также инфраструктуры муниципальных образований (дороги, водопроводно-канализационные и газовые сети).

Причинами завышения стоимости работ являлись неправомерное применение коэффициентов, индексов и отдельных единичных расценок, а также необоснованное увеличение подрядными организациями, использующими упрощенную систему налогообложения, стоимости контрактов и выполненных на их основании работ на величину налога на добавленную стоимость.

Учитывая значимость проблемы, в соответствии с планом работы комиссией по противодействию коррупции под председательством Губернатора области Василия Юрьевича Голубева в 2011 году был рассмотрен вопрос о коррупционных рисках, связанных с фактами завышения объемов и стоимости выполненных работ, выявленными в ходе проверок Контрольно-счетной палаты Ростовской области. По результатам рассмотрения информации был дан ряд поручений и рекомендаций государственным и муниципальным заказчикам области, направленных на усиление контроля за ведением строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, а также на активизацию претензионно-исковой работы в отношении проектных организаций, разрабатывающих проектно-сметную документацию с низким качеством.

В целом по результатам проверок 2011 года направлено 327 представлений руководителям проверенных объектов.

По фактам нецелевого использования бюджетных средств составлено 73 протокола об административных правонарушениях.

К административной ответственности привлекались 26 руководителей органов местного самоуправления (23 городских и сельских поселений, 3 муниципальных районов – Зерноградского, Обливского и Чертковского), руководители 38 муниципальных образовательных учреждений, а также руководители отделов и главные бухгалтеры администраций муниципальных районов и учреждений социального обслуживания.

В отчетном году продолжено взаимодействие с правоохранительными органами. Всего в 2011 году направлено 155 материалов. По материалам Палаты возбуждено 3 уголовных дела, внесено 30 представлений, 3 предостережения прокуратуры. Кроме того, принесено 5 протестов на незаконные муниципальные правовые акты.

Для предупреждения в дальнейшем выявленных нарушений о результатах проверок мы информировали главных распорядителей средств областного бюджета, органы местного самоуправления. Итоги проверок рассматривались на совещаниях в муниципальных образованиях.

В 2011 году была продолжена практика подведения итогов контрольных мероприятий, проведенных Палатой в муниципальных образованиях области, с выездом в территории.

Итоги проверки муниципального образования «Город Шахты» рассмотрены в феврале прошлого года на совещании, которое провел Губернатор области Василий Юрьевич Голубев. По итогам совещания были даны соответствующие поручения руководителям области и города.

В ряде территорий итоговые совещания проведены с участием Вице-губернатора и председателей комитетов Законодательного Собрания области. Продолжена практика проведения совещаний по результатам проверок в режиме видеоконференции с главами и представителями муниципальных образований области.

Результаты проверок публиковались в прессе. Всего было опубликовано в различных печатных изданиях, интернет-ресурсах и озвучено в эфире более 200 материалов.

Ежеквартально издавался информационный бюллетень Палаты.

Информация о деятельности Палаты регулярно размещалась на собственном сайте Контрольно-счетной палаты.

Несколько цифр, непосредственно связанных с устранением выявленных Палатой нарушений.

В результате принятых мер в бюджеты перечислено 307,0 млн. рублей, обеспечено выполнение подрядных работ на сумму около 45 млн. рублей. Сокращена кредиторская задолженность на 6,2 млн. рублей. Уменьшены лимиты бюджетных обязательств на 17,9 млн. рублей. В общей сложности приняты меры на общую сумму более 2 млрд. рублей, в том числе направленные на пополнение доходной части бюджетов (заключались договоры аренды, направлялись иски, претензии, начислялись пени, проводилась работа по реструктуризации задолженности).

Следует отметить, что в отчетном году руководителями проверенных организаций активно принимались меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению бюджетных средств, что практически исключило необходимость внесения Палатой предложений Губернатору области в части применения мер принуждения.

Проведена также работа по недопущению в дальнейшем нарушений и недостатков в работе. Для этого издано 914 нормативных правовых актов, привлечено к дисциплинарной ответственности 900 должностных лиц.

Информация о результатах проведенных проверок и принятых руководителями проверенных объектов мерах направлялась Губернатору области, его заместителям по курируемым направлениям. Хотел бы подчеркнуть, что все предложения Палаты в части укрепления финансовой дисциплины Губернатором поддержаны. Информация о результатах проверок и принятых мерах регулярно направлялась председателю Законодательного Собрания области.

                                                                           ***

В отчетном году в соответствии с законом о Палате проводилась экспертиза проектов областных законов и постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, влияющих на формирование и исполнение областного бюджета. Были проведены экспертизы и подготовлены заключения на 125 проектов областных законов и на 15 проектов постановлений Законодательного Собрания Ростовской области. В том числе на законопроекты об исполнении областного бюджета и фонда обязательного медицинского страхования, а также утверждения их на очередной финансовый год.

Благодаря взаимодействию с комитетами Законодательного Собрания Ростовской области необходимые замечания и предложения к проектам нормативных правовых актов вносились и обсуждались, как правило, оперативно и в рабочем порядке. Особо хотел бы отметить тесное рабочее взаимодействие с бюджетным комитетом. Палата принимала участие в публичных слушаниях, заседаниях комитетов Законодательного Собрания, в заседаниях Законодательного Собрания, Правительства Ростовской области.

В соответствии с планом работы выполнялись экспертно-аналитические мероприятия.

В настоящее время действует 21 межведомственное соглашение, заключенное Палатой.

Продолжено международное сотрудничество.

В октябре 2011 года впервые в России состоялся международный семинар ЕВРОРАИ. Решение о проведении семинара в Ростове-на-Дону было принято с учетом опыта работы Контрольно-счетной палаты Ростовской области.

В работе форума приняли участие финансовые контролеры из 12 стран, в том числе Руководящий Комитет ЕВРОРАИ в полном составе, а также 29 субъектов Российской Федерации. На семинаре выступили докладчики из Германии, Великобритании, Испании, России, Франции, Польши, Швейцарии и Австрии. В обмене опытом и изучении практической работы приняли участие 114 представителей контрольно-счетных органов Европы и России, а также 45 приглашенных от контрольных органов Ростовской области.

С приветствием к участникам семинара выступили Губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев, Заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимир Николаевич Гурба, Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Юрий Стефанович Зерщиков.

С докладом на семинаре выступил Председатель Счетной палаты Российской Федерации, член Управляющего совета ИНТОСАИ, Председатель Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации Сергей Вадимович Степашин.

Опыт, приобретенный в рамках данного семинара, послужит развитию и совершенствованию финансового контроля, внедрению новых подходов в контрольной деятельности.

В прошедшем году в соответствии с новым законом «О Контрольно-счетной палате Ростовской области» план работы на 2012 год утвержден Палатой самостоятельно. Вместе с тем мы сохранили сложившиеся подходы к его формированию. В 4-м квартале 2011 года Палатой была проведена работа по анализу рисков финансовых нарушений на основе проведенных проверок. Были учтены поступившие предложения комитетов Законодательного Собрания области, а также областного Правительства.

С начала года Палатой ведется активная реализация запланированных мероприятий.

В завершение хотел бы поблагодарить за поддержку Губернатора области Василия Юрьевича Голубева, Председателя Законодательного Собрания Виктора Ефимовича Дерябкина и депутатов.

Спасибо за внимание!

Назад