Тезисы выступления председателя КСП РО В.И. Хрипуна "По проблемам осуществления финансового контроля за формированием и применением тарифов на тепловую и электрическую энергию" на круглом столе в Контрольно-счетной палате Камчатского края
29.09.2012

                                                          Уважаемый Сергей Вадимович!
                                                      Уважаемый Сергей Владимирович!
                                                                  Уважаемые коллеги!

Очевидно, что состояние жилищно-коммунального комплекса является одним из наиболее значимых вопросов с точки зрения социального благополучия граждан. Именно поэтому ключевым направлением контрольной и экспертно-аналитической деятельности для многих региональных контрольно-счетных органов становится контроль в этой сфере.

Важный блок, оказывающий существенное влияние на состояние обсуждаемой отрасли, это тарифное регулирование, которое согласно действующему законодательству может выпасть из сферы проверок контрольно-счетных органов. Ведь полномочия по осуществлению контроля за формированием тарифов возложены на Федеральную службу по тарифам.

Если говорить об опыте Контрольно-счетной палаты Ростовской области, то нами проводятся контрольные мероприятия в этом направлении. Только в последнее время проведены два масштабных мероприятия:

  • проверка целевого и эффективного использования средств, предусмотренных на капитальный ремонт и строительство (реконструкцию) при формировании тарифа на электрическую энергию за 2010 год и текущий период 2011 года;
  • экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ формирования тарифов в сфере снабжения потребителей тепловой энергией» за 2009-2012 годы.

Кроме того, Контрольно-счетная палата Ростовской области принимает участие в проведении параллельного экспертно-аналитического мероприятия, включающего мониторинг изменения тарифов на тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства в органах исполнительной власти Ростовской области по состоянию на 1 июля 2012 года и 1 января 2013 года. Результатом этой работы должна стать подготовка, рассмотрение на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и направление соответствующей информации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (аудитор – Филипенко Александр Васильевич).

Остановлюсь несколько подробнее на основных проблемах в сфере тарифного регулирования, выявленных нашими проверками.

В целом тарифы на тепловую и электрическую энергию в Ростовской области, как и по всей России, имеют тенденцию к росту.

И этот рост обусловлен, как объективными – это инфляционные процессы, так и субъективными факторами, на которые возможно влиять на региональном уровне.

Проверками, проведенными Палатой установлено, что рост тарифов опосредованно зависит от метода их регулирования.

Так, законодательством определено несколько методов их регулирования:

  • метод экономически обоснованных затрат;
  • индексации тарифов;
  • доходности инвестированного капитала.

В Ростовской области тариф на передачу электрической энергии крупнейших энергопередающих компаний регулируется методом доходности инвестированного капитала RAB (Regulatory Asset Base), который предусматривал включение в тарифы прибыли, рассчитанной на 2009 год в размере 6,0%, на 2010 год – 9,0%, на 2011 год – 12,0% к величине остаточного первоначального и инвестированного капитала. Т.е. уже в самом методе формирования тарифа заложено его повышение в связи с увеличением нормы доходности.

И можно сказать, что при переходе на метод регулирования инвестированного капитала, наблюдается значительное повышение тарифа и увеличение разрыва до 13,6 процентных пункта между ростом тарифа и индексом потребительских цен.

Основной идеей применения этого метода является направление полученной в результате деятельности прибыли на модернизацию электрических сетей с целью снижения потерь электроэнергии. Вместе с тем, эта цель не всегда достигается.

Следует отметить, что на момент проведения проверки норма доходности утверждалась на федеральном уровне. По нашему предложению региональное министерство промышленности направило обращение о передаче полномочий по установлению нормы доходности на региональный уровень. В настоящее время соответствующие изменения внесены в действующее законодательство, что позволит эффективно управлять в регионе формированием тарифа с применением указанного метода.

Следует обратить внимание, что в структуре тарифа на электрическую энергию плата за услуги по передаче электрической энергии занимает около 70 процентов. Поэтому снижение потерь электросетевых организаций одно из важнейших направлений инвестиционных программ.

Однако, несмотря на необходимость развития и восстановления электрических сетей, инвестиционные программы сетевых организаций, объемы которых учтены в тарифе на электрическую энергию, выполнялись не в полном объеме.

При этом в ходе проверки было установлено не только невыполнение инвестиционной программы, но и выявлены факты, когда за счет инвестиционных расходов осуществлялись расходы, не относящиеся к увеличению эффективности электроэнергетики, и, следовательно, которые не могли производиться за счет инвестиционных расходов (приобретение автомобилей представительского класса, мебели, дорогостоящих средств связи).

По результатам проверки в связи с неисполнением по итогам 2010 года инвестиционных программ электросетевыми организациями Региональной службой по тарифам из необходимой валовой выручки этих организаций 2012 года исключены отдельные расходы. Это позволило предотвратить рост тарифов на 34,9 процента и удержать их в 1 полугодии 2012 года на уровне 2011 года (3,08 рублей за 1 квт). На 2 полугодие 2012 года – с ростом на уровне Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (3,23 рублей за 1 квт).

Результаты исполнения инвестиционных программ за 2011 год будут учтены при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год.

При анализе отчетности электросетевых организаций установлено, что в структуре затрат до 35% расходов занимают расходы на приобретение электроэнергии в целях компенсации ее потерь при передаче. Также значительны расходы на оплату труда, услуг ОАО «Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы» и на амортизацию основных средств.

Таким образом, еще раз подчеркну, что одним из путей снижения тарифов является снижение потерь. И это стало одним из наших предложений по результатам проверки.

При этом фактические показатели потерь в 2010 были ниже запланированных (8,5%). В первом полугодии 2011 года фактические потери (9,26%) практически соответствовали плановым показателям.

Эти показатели, по нашему мнению, свидетельствуют о формировании применяемого норматива потерь без учета тенденции его снижения по результатам выполнения инвестиционных программ.

К эффективным мероприятиям по сокращению потерь, по мнению специалистов-экспертов, привлеченных нами в ходе контрольного мероприятия, относятся:

  • установка и ввод в работу устройств компенсации реактивной мощности в электрических сетях, оптимизация загрузки электрических сетей за счёт строительства линий и подстанций;
  • установка автоматизированных систем учёта электроэнергии и установка электросчётчиков повышенных классов точности и др.

Таким образом, при разработке инвестиционных программ необходимо обратить особое внимание на применение передовых технологий с использованием современных средств диагностики, электронных систем управления, технических устройств и новых материалов, что позволит уменьшить потери при передаче электрической энергии. И это напрямую функция министерств, курирующих отрасль энергетики, на что и необходимо обращать внимание при проведении проверок.

Фактические платежи населения за электрическую энергию, помимо установленного тарифа, зависят и от платежей управляющим компаниям.

Анализом формирования тарифа на электрическую энергию в управляющих компаниях и ТСЖ, проведенным Государственной жилищной инспекцией области, установлено, что расчет платежей в основном осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Однако внутридомовые потери электроэнергии, составляют до 30,0% от потребленной энергии. В соответствии с действующим законодательством оплата потерь во внутридомовых сетях возложена на собственников жилья, что влияет на величину оплаты за потребленную электроэнергию.

Таким образом, на уровне управляющих компаний для снижения конечной стоимости электрической энергии должна проводиться работа по сокращению внутридомовых потерь, которые, в первую очередь зависят как от состояния сетей, так и от качественного учета электроэнергии.

Для решения этой проблемы целесообразно при разработке программ капитального ремонта многоквартирных домов и других программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предусматривать в качестве одного из приоритетных направлений мероприятия по соблюдению энергоэффективности, усилению контроля за потреблением электрической энергии (исключая несанкционированное потребление), что и было отражено в предложениях по результатам проверки и учтено областными структурами при формировании областных программ.

По результатам проверки использования средств инвестиционной составляющей в тарифе на электроэнергию Постановлением Правительства области утвержден Порядок предоставления субсидий организациям, осуществляющим деятельность в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности на возмещение их затрат по производству или установке энергосберегающего оборудования. Это позволит в будущем не допускать неосвоения бюджетных средств в этом направлении.

Региональной службой по тарифам внесены изменения в формы расчета затрат, применяемых при утверждении тарифов на электрическую энергию. Откорректированы формы отчетности энергоснабжающих и энергопередающих организаций. Приведена в соответствие с действующим законодательством форма утверждения инвестиционных программ электросетевых организаций.

Разработан административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ сетевых организаций. Кроме этого, Правительством области утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области при согласовании, утверждении и контроле за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемую деятельность.

Т.е. резервы сдерживания тарифов на электрическую энергию есть, выявить их в каждом конкретном случае не просто, нужна большая аналитическая работа с применением проверочных элементов и привлечением специалистов-экспертов.

                                                                                      ***

Проведенное нами мероприятие по анализу формирования тарифов в сфере снабжения потребителей тепловой энергией выявило несколько другую картину. Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществлялось в Ростовской области методом экономически обоснованных расходов. И если в сфере энергоснабжения действуют в основном крупные компании, то в сфере теплоснабжения действует более ста мелких и крупных компаний.

Анализ структуры организаций, оказывающих услуги по теплоснабжению в Ростовской области, показал, что основную их долю занимают негосударственные и немуниципальные организации. Доля государственных и муниципальных организаций в этой сфере составляет от 31,5% в 2009 году до 34,3% в 2012 году.

Тарифы на тепловую энергию утверждаются индивидуально для каждой организации, оказывающей услуги по теплоснабжению в Ростовской области.

Нами установлено, что Региональной службой по тарифам при утверждении тарифов на тепловую энергию отсутствовал единый подход к их расчету. Одним теплоснабжающим организациям тарифы утверждались дифференцированно по муниципальным образованиям области, другим - в целом по Ростовской области или по отдельным системам централизованного теплоснабжения. И эта возможность предусмотрена действующим законодательством. Решить эту проблему возможно только на федеральном уровне, утвердив единые критерии дифференциации утверждаемых тарифов на тепловую энергию.

Диапазон цен (тарифов) на тепловую энергию в Ростовской области значителен. Максимальный тариф на тепловую энергию в Ростовской области превышает минимальный более чем в 6 раз, что чаще всего связано с величиной расходов на топливо, которые занимают в структуре тарифа более 40,0% затрат. На величину тарифов на тепловую энергию также влияет вид топлива, количество котельных и их загруженность, протяженность тепловых сетей, находящихся в ведении теплоснабжающей организации, объем полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемый потребителям. Также значительны расходы на электрическую энергию, тариф на передачу которой устанавливается на региональном уровне.

Т.е. наблюдается прямая зависимость тарифа на тепловую энергию от стоимости электрической энергии. Вместе с тем, если при действующей системе регулирования энергетики получают прибыль, то основная масса теплоснабжающих организаций уже вынуждена получать убытки, что и выявило наше экспертно-аналитическое мероприятие. Данный факт позволяет сделать вывод о несоблюдении при регулировании принципа обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций.

Анализом финансово-хозяйственной деятельности теплоснабжающих предприятий установлено, что на результаты влияли различные факторы, в том числе отпуск в меньшем объеме тепловой энергии, а также увеличение затрат. Наибольший удельный вес в структуре расходов анализируемых предприятий (организаций), включенных в тариф на тепловую энергию, занимают затраты на топливо для технологических нужд, энергию для технологических нужд, заработную плату и отчисления на социальные нужды. Данные об удельном весе расходов анализируемых организаций в структуре затрат на производство в 2011 году тепловой энергии.

Установлено, что только 5 теплоснабжающими организациями в тариф на тепловую энергию были включены инвестиционные расходы.

Доля этих расходов в плановой выручке от услуг теплоснабжения в Ростовской области занимала в 2009 году 2,9%, в 2010 году – 0,3%, в 2011 году – 0,07 процентов. В тарифах, установленных на 2012 год, инвестиционные расходы не предусмотрены, что не позволяет предприятиям обновлять свои производственные мощности и оказывать качественное предоставление услуг по снабжению теплом.

Таким образом, к основным факторам, влияющим на убыточность деятельности предприятий отрасли, относится:

  • невыполнение плана реализации тепловой энергии;
  • недостаточность оборотных средств из-за наличия дебиторской задолженности;
  • рост кредиторской задолженности, начисленных пени (штрафов), расходов на оплату обязательств по кредитам (займам);
  • рост расходов на топливо и энергию.

Резервами оптимизации тарифов на тепловую энергию, как показывают мероприятия, проводимые Палатой, являются:

  • сдерживание роста тарифа на передачу электрической энергии;
  • проведение теплоснабжающими организациями конкурсных процедур при закупках товаров и услуг для выработки и передачи тепловой энергии;
  • повышение собираемости платежей за тепловую энергию;
  • установление дифференцированных нормативов потребления коммунальных услуг.

По результатам проведенного мероприятия по анализу формирования тарифов в сфере снабжения потребителей тепловой энергией в июле этого года нами направлены предложения Губернатору области. Их реализация продолжается и будет учтена в предстоящем отопительном сезоне.

Опыт проведения подобных мероприятий свидетельствуют о безусловной необходимости включения таких проверок в планы работ органов финансового контроля. В любом случае они результативны и вносят свой позитивный вклад при регулировании тарифной политики в стране.

                                                                               Спасибо за внимание.

Назад