ЕВРОРАИ

14 ноября 2005 года Контрольно-счетная палата Ростовской области стала членом ЕВРОРАИ (EURORAI) — международной организации, объединяющей региональные органы финансового контроля ведущих стран Европы. В мае 2006 Контрольно-счетная палата получила подтверждающий Сертификат о принятии в члены ЕВРОРАИ.
Многолетний опыт зарубежных коллег, их видение проблем эффективности и рациональности использования бюджетных средств позволяют Контрольно-счетной палате Ростовской области совершенствовать традиционные и искать новые формы и методы работы, а следовательно, повышать эффективность контроля.
Членство в ЕВРОРАИ подтверждает соответствие основных принципов деятельности Контрольно-счетной палаты Ростовской области европейским стандартам, сложившимся в течение многих десятилетий, в соответствии с международными стандартами и Лимской декларацией руководящих принципов контроля, принятой IX конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля в 1977 г.



С 16 по 18 мая 2013г.

Счетная палата Владимирской области совместно с Европейской организацией региональных органов внешнего контроля государственных финансов (ЕВРОРАИ) провела 16-18 мая 2013 года в городе Суздаль международный семинар «Аудит государственного сектора и новые информационные технологии».

С приветствием к участникам семинара обратились временно исполняющая обязанности Губернатора Владимирской области С,Ю. Орлова, Председатель Законодательного Собрания Владимирской области В.Н. Киселев, главный Федеральный инспектор во Владимирской области С.Е.Рыбаков.

Председатель Счетной палаты Российской Федерации, Председатель Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации С.В.Степашин выступил с введением в общую тему семинара.

При этом он особо отметил, что использование информационных технологий для обеспечения финансового аудита, аудита эффективности и стратегического аудита позволит на качественно новом уровне совершенствовать государственное управление.

Первая часть семинара была посвящена аудиту информационных систем в проверяемых органах. Модератором первой части семинара был Президент Региональной счетной палаты Корсики Ж.Л. Хьюга. Своим опытом и примерами из практики поделились Глава подразделения Счетной палаты Саксонии-Анхальт П. Вайер (Германия), Президент Инспекции по финансам кантона Вале К. Мелли (Швейцария), бывший Президент Счетной палаты Верхней Австрии Г. Брюкнер.

П. Вайер в своем докладе, в частности, отметила, что основанием для проведения аудита использования информационных технологий IT-аудитаявляются проблемы отсутствия информации, непрозрачность соответствующих бюджетных средств, неучастие государственных органов при осуществлении поставок оборудования и разработки информационных технологий.

В рамках аудита Счетной палатой земли Саксония-Анхальт проводятся следующие мероприятия:

1. Общий анализ использования IT-технологий, их экономической эффективности, корректности и безопасности.

2. Определение возможностей использования тех или иных технологий для повышения экономической эффективности и безопасности.

3. Оценка результатов участия университетов в реализации общей стратегии использования IT-технологий в регионе.

4. Оценка результатов регулирования органами государственной власти использования IТ-технологий в университетах.

Предметами проведения IТ-аудита являются 7 университетов, в которых оценивается использование технологий в ректоратах, административных подразделениях и на факультетах.

Как отметила П. Вайер, на первом этапе проверки ставится цель получить общее представление об использовании информационных технологий в университетах методом анкетирования и опроса, передаваемого по электронной почте, а также обеспечить сбор сведений непосредственно на объекте проверки.

На втором этапе оценивается взаимодействие различных структурных подразделений друг с другом, а также взаимодействие объекта проверки в целом с государственными органами и другими университетами.

Результаты проведения проверок показывают, что в соответствии с документами информационные технологии используются везде, однако в реальности объем бюджетных средств, направляемых на использование информационных технологий, не превышает 4% от общего объема средств бюджета, а информация об их использовании практически недоступна. Отмечается отсутствие стратегии развития IT, а также тот факт, что эти технологии не успевают за изменениями и совершенствованиями внутренних процессов на объектах проверки. Экономическая эффективность низка из-за децентрализации IТ-технологий, обслуживания IТ учебным персоналом факультетов вместо информационных специалистов, высоких денежных затрат.

Именно поэтому необходима разработка стратегий развития IТ-технологий, взаимодействие с государственными органами для консолидации информационных ресурсов, повышения прозрачности использования бюджетных средств.

Доклад К. Мелли (соавтор доклада — аудитор кантона Вале в области информатики Ж.-К. Локателли) содержал основные положения информационного аудита, аудита оперативных приложений и практических вопросов аудита. В частности, отмечалась цель информационного аудита: убедиться, что информационная деятельность администрации кантона осуществляется в соответствии с профессиональными правилами и требованиями.

Аудит оперативных приложений, как правило, заключается в анализе информационной системы. В этом случае акцент делается на общем процессе администрирования, по разделам доходы и расходы. При проведении аудита оперативных приложений аудитор должен убедиться в соблюдении и применении правил внутреннего контроля. Это оперативность и полнота местного контроля, надлежащее качество данных, полученных, хранящихся или возникших при обработке, правильность документов приложения. При этом целью контроля является оценка надежности обработки информации, которая осуществляется благодаря анализу ошибок или отклонений от нормы, возникающих в рамках текущих операций. В дальнейшем аудитор также может применить тестовые программы, чтобы убедиться в объективности результатов.

В докладе были приведены практические примеры аудита информационной системы SAP, которая используется в качестве главного приложения для управления финансами кантона Вале, аудит системы управления обслуживанием автомобилей Cari и аудит программного комплекса MASP, который используется службами административного и уголовного наказания, связанными с дорожным движением.

Г. Брюкнер (Австрия) в своем докладе затронул вопросы проведения аудита информационных систем с использованием международного стандарта COBIT. Было отмечено, что COBIT является международным стандартом для общего управления и контроля в области IТ-технологий, является процессно-ориентированной моделью и поэтому не зависит от используемой технологии. Стандарт позволяет провести аудит эффективности использования и внедрения IT-систем, выявить недостатки использования систем и программных комплексов и выдать рекомендации по улучшению используемых средств обработки информации.

Модератором второй части семинара, которая была посвящена использованию IT-инструментов в ходе проверок, выступил Председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области В.И.Хрипун. Свои доклады представили также представители Испании, Австралии, Франции, Австрии, Швейцарии, России. Так, часть доклада генерального аудитора Нового Южного Уэльса П.Ачтерстрата была посвящена общим вопросам внешнего финансового контроля в Австралии, а также ее законодательному обеспечению в целом. П.Ачтерстрат, в частности, отметил что в рамках внедрения IТ-технологий в контрольно-счетном органе применяется аналитический сервер обмена, а для каждого пользователя создан набор операций тестирования. В процессе проведения проверок каждый специалист авторизуется в информационной системе, выбирает объект проверки, необходимую операцию тестирования и проводит ее. Преимуществами подобного подхода являются централизация и безопасность данных, стандартный подход к большинству проверок, стандартные операции тестирования, уменьшение времени, необходимого для механической обработки данных, и его увеличение для анализа.

Первый советник Региональной счетной палаты Лангедока-Руссильона Д. Гори (Франция) представил на семинаре информационную систему XeMeLIOS. Система основана на безбумажном анализе данных и первоначально запущена в 2009 году. Ее программное обеспечение позволяет проводить анализ данных разного профиля несколькими методами, в том числе табличными и графическими. Имеется возможность анализа бюджетных средств, финансовых потоков, платежей, возвратов, отслеживания прохождения документов. Среди функций программы — анализ данных балансов, отчетов о движении денежных средств, отчетов о прибылях и убытках, отчетов об исполнении бюджетов за разные временные периоды.

Об опыте внедрения и использования информационных технологий в сфере финансового аудита и внешнего финансового контроля Владимирской области рассказал заместитель Председателя Счетной палаты Владимирской области А.Ф.Манов. Вдокладе было отмечено, что в настоящее время Счетная палата Владимирской области является участником двух информационных систем: общефедеральной, установленной при содействии Счетной палаты Российской Федерации; региональной, созданной Счетной палатой Владимирской области при участии специалистов Владимирского государственного университета.

Например, сеть региональной системы действует на территории Владимирской области и охватывает 79 муниципалитетов из 127. В настоящее время в системе реализовано решение ряда унифицированных задач:

- представление бюджета по уровням бюджетной системы в разрезе городских окружных и районных муниципальных образований, с выделением областного бюджета;

- представление бюджетов в разрезе функциональной, ведомственной и экономической классификаций;

- сопоставление показателей фактического исполнения бюджета в различные отчетные периоды, с первоначально установленными значениями, с уточненными показателями;

- выделение параметров исполнения бюджета, выходящих за пределы допустимых отклонений;

- автоматизированная генерация документов в соответствии с заданными шаблонами и имеющейся информации об исполнении бюджета;

- прогноз доходов исполнения бюджета.

В целом программный продукт осуществляет комплексный анализ бюджета по всем бюджетным классификациям и выявление нарушений бюджетного законодательства. С помощью региональной системы финансового контроля возможно разнообразное визуальное представление анализируемой информации.

Региональная система прошла апробирование в течение ряда лет и оправдала себя в деятельности Счетной палаты Владимирской области (как в сфере ее ответственности в регионе, так и во взаимодействии с внешними организациями по горизонтали и по вертикали). Вместе с тем требуется дальнейшее развитие системы с учетом приоритетов государства и достижений информационных технологий. Поэтому Счетная палата Владимирской области совместно с учеными Владимирского государственного университета разрабатывает новую версию информационной системы.

Один из тезисов доклада — необходимость проведения контроля ресурсов, направляемых на информатизацию органов государственной власти. В частности, Коллегией Счетной палаты Владимирской области в 2012 году рассмотрены проекты Стандарта финансового контроля «Требования к проведению аудита информационных технологий» и Методических рекомендаций по проведению IТ-аудита (аудита информационных технологий). Эти документы вобрали в себя все основные принципы и наиболее важные обязательные процедуры, предусмотренные международными стандартами аудита (CoBIT, ITIL).

Аудитор Счетной палаты Российской Фе­дерации А.А.Пискунов выступил с докладом «Использование IT-инструментов в ходе проверок» и рассказал о практических примерах применения информационных инструментов. Он представил результаты использования информационных систем для анализа информации по следующим направлениям:

1. Идентификация ключевых факторов социально-экономического развития.

2. Взаимосвязь ключевых дисбалансов развития РФ и пространства социальных факторов развития.

3. Оценка сбалансированности индексов конкурентоспособности и качества жизни РФ.

4. Обеспечение сбалансированности ключевых индикаторов программ развития.

5. Проблема обеспечения устойчивого роста национальных богатств.

6. Сопоставление оценок национальных богатств и ключевых активов развития.

7. Методология и технология построения стратегии социально-экономического развития.

8. Проблема сбалансированности потенциалов развития в условиях трансформации внешней среды.

Заместитель Президента Счетной палаты Верхней Австрии Э.Анаст поделилась опытом создания программного обеспечения для поддержки рабочих процессов в области аудита. В ее докладе отмечалось, что для этого была создана рабочая группа, которая состояла из менеджеров, аудиторов и IT-специалистов. Цель — получение продукта, который бы наиболее полно удовлетворял потребности в области аудита, служил для поддержки основных процессов в его организации в области финансового контроля,

В итоге была создана система, которая содержала следующие основные модули:

1. AIS — аудит информационной системы (проведение аудитов, документооборот).

2. CMS — система управления интернет контентом (веб-содержимым).

3. CRM — система управления взаимоотношениями с клиентами.

4. DMS — системы управления документами (управление всеми документами, включая полнотекстовый поиск).

5. MIS — информационная система управления.

6. PIM — электронная почта, календарь, управление ресурсами.

Заместитель Президента Счетной палаты кантона Цюрих Р.-К. Мюллер (Швейцария) посвятил свой доклад комплексу программных средств внешнего финансового контроля «Аu-ditManager», разработанного специалистами контрольно-счетного органа самостоятельно. Комплекс характеризуется гибкостью, независимостью от профиля данных, человеческого и языкового факторов, характера деятельности учреждения, хорошо проработанной системой безопасности, управлением процессами через веб-интерфейс, не требователен к персоналу. Программа сертифицирована в соответствии со стандартами ISO.

Итоги семинара подвел президент ЕВРОРАИ Ральф Сейбике (Германия). Он, в частности, отметил, что обмен мнениями и дискуссии в ходе семинара носили продуктивный характер, а полученная информация может быть использована в практической деятельности контрольно-счетных органов как в России, так и в других государствах-участниках ЕВРОРАИ.




Новости 21 - 21 из 26
Начало | Пред. | 19 20 21 22 23 | След. | Конец Все